Буриданов осел и Буридан
Автор: Дмитрий Сироткин
За проектом Буридо стоит Буриданов осел, а за Буридановым ослом стоит Жан Буридан, французский схоласт 14 века.
Знакомство с деталями биографии этого жизнелюбивого схоласта оказалось весьма увлекательным.
В первой статье о Буридановом осле и Жане Буридане мы коротко познакомимся с нелегкой судьбой Буриданова осла, а потом перейдем к студенческим годам Буридана и его порой опасным романтическим похождениям.
А заодно немного коснемся того, чем отличались две королевы Жанны Бургундские.
Как оказалось, Жан Буридан приехал покорять Париж с северо-запада Франции, из небольшой страны, Пикардии, которая со временем исчезла с политических карт. Тем не менее, в 14 веке так называемая пикардийская нация была крепкой студенческой корпорацией Сорбонны, не стеснявшейся вступать в споры со студентамм-англичанами, например. И Жан Буридан на протяжении всей своей жизни получал поддержку от пикардийцев и сам помогал им как мог.
Хотя образ Буридана как ловеласа с веками сильно мифологизировался и наверное оговорки ученых комментаторов о выдуманности его любовных связей с некоей французской королевой звучат весомо, но ... сама редкостная необходимость в таких оговорках в статьях об известном средневековом ученом говорит о многом.
Так что в предлагаемой вам вольной истории о жизни Жана Буридана дается положительный ответ на вопрос, с кем из трех упоминаемых в серьезных источниках французских королев он якобы не имел никаких особых отношений (особую путаницу в этот вопрос внесло наличие в период жизни Буридана двух королев, носивших одно и то же имя - Жанна Бургундская, за одной из которых, впрочем, в народе закрепилось прозвище Хромоножка).
Так или иначе, но мне даже нравится, что образ этого почтенного преподавателя аристотелевской логики оказался столь сильно мифологизирован и окружен рядом удивительных житейских историй. Это опять же служит позитивному разрушению традиционного образа сухого и набожного средневекового ученого-схоласта.
Да и в целом, даже фрагментарное ознакомление с жизнью средневековой Франции способствует разрушению стереотипов о ней. Эта жизнь оказывается более сложной, демократичной, непосредственной, чем мне представлялось ранее. А тот Париж был совсем небольшим, наверное ненамного больше средневекового Таллинна, который я недавно посетил. И который сохранился намного лучше, чем средневековый Париж.
Если же вас не интересуют такие человеческие, слишком человеческие аспекты многогранной жизни схоласта Жана Буридана, то вы можете сразу перейти к ознакомлению с тем, каким он был преподавателем, ученым и общественным деятелем. Это тоже по-своему увлекательно, и несет явственную печать Средневековья, пусть и позднего.
В качестве альтернативы могу предложить вам прочитать статью с советами по ухаживанию за девушкой и перекликающуюся с ней статью о различиях между подходами религиозного философа и пикапера (обе написаны после прочтения романа известного философа Серена Кьеркегора). Или в развитие темы построения любовных отношений статью с рекомендациями тем, кто решает вопрос как найти себе пару.
Думаю, что так или иначе тема любви и межличностных отношений будет постепенно развиваться на блоге Буридо. Тем более, что когда-то я получил психологическое образование и сохранил некоторую склонность к этой области.