Корпоратив: истина в вине

Какой корпоратив без шариковНовогодняя статья – Корпоратив: истина в вине.
Так сказать, размышления у парадного ресторана.

Толчком к заходу на эту не совсем трезвую тему послужила мимолетная картинка за окнами питерского ресторанчика. Вполне гламурные девушки старательно, но без энтузиазма двигались под рок-н-ролл. Тогда как мужская половина коллектива держалась столов. Такой вместе-врозь, новогодний корпоратив.
Достаточно распространено мнение, что корпоратив – это бросание денег компании на ветер, просто потому, что так принято, или чтобы показать, что мы не хуже других. Существует, впрочем, и более позитивное мнение и даже вполне позитивный опыт.

Истина и вино

Обычно корпоратив – это компромисс между желанием руководства воздействовать на сотрудников («истина») и желанием сотрудников просто культурно отдохнуть («вино»).
Соответственно, просматривается три варианта:
  • Приоритет «истины»: вариант оправдан, когда в компании происходят изменения (увольнения, запуск нового бизнеса и т.д.) и людям надо объяснить, что вообще происходит и чего ждать дальше. В целом же заорганизованность и попытка максимально задействовать корпоратив для «промывки мозгов» обычно плохо воспринимаются сотрудниками.
  • Приоритет «вина»: вариант оптимален, когда вся компания как следует поработала и явно пора наконец-то расслабиться. Если пустить вариант на самотек, то голова у руководства будет болеть не только от вина, но и от пьяных драк, последствий «большой и чистой любви», разрушительной стаи «слов-не воробьев».
  • «Истина» отдельно – «вино» отдельно: трудно одновременно работать головой и отдыхать вином, поэтому логична мысль провести вначале официальную часть, а потом уже перейти к столу. Вообще-то людей интересует, как обстоят дела в компании, хотя бы потому, что от этого зависит их финансовое положение. Но только руководство не всегда знает, что следует сказать, и часто не умеет сказать это нормальным языком, а иногда и врет.

Какова компания – таков и корпоратив

Знакомый HR-директор рассказала мне как-то, что предложила интересную программу празднования юбилея своей компании собственнику. На что он ответил, что компания у них купеческая и праздновать они будут по-купечески: в пафосном и дорогом месте с приглашением поп-звезд. Что ж, она признала, что именно этот вариант всем и понравился.
Так что при организации корпоратива полезно учитывать ключевые особенности компании:
  • Тип компании – производственная, торговая, сервисная и т.д. Понятно, что стилистика корпоративов для демидовского завода и столичного рекламного агентства должна различаться.
  • Этап развития компании – не секрет, что корпоративы молодых, активно развивающихся компаний обычно отличаются большей креативностью и эмоциональной включенностью сотрудников, тогда как «зрелые» компании скорее более консервативны

Скромное обаяние буржуазия

Какое место уместнее занять на корпоративе первому лицу компании? Наверное, это во многом зависит от его личностных особенностей, комфортно ли ему быть душой компании или же посидеть в стороне.
Тем не менее, здесь можно было бы предостеречь от двух проблем:
  • Навязывание своих личных вкусов и эстетических пристрастий, особенно возрастными руководителями (ну трудно, например, зажечь молодежь компании поп-звездами 70-80-х годов))
  • Излишнее доминирование – босс, конечно, умный человек и отличный оратор, но так ли всем нужно и на работе, и на отдыхе почти все время слушать только его?

Расцветут ли вместе все цвета воротничков?

Ответ на вопрос, нужно ли собирать всех сотрудников компании зависит не только от размера компании (вряд ли удастся собрать вместе весь Газпром), но и от целевого для компании варианта корпоратива («истина»/«вино»): для донесения «истины» лучше собрать всех, а вот отмечается обычно веселее отдельно по подразделениям, среди хорошо знакомых коллег.
Ну и чего скрывать, офисные сотрудники и производственники (белые и синие воротнички) обычно склонны дистанцироваться друг от друга. Хотя доводилось слышать, что мол после знакомства на корпоративе с девчонками из смежного подразделения рабочие конфликты с ними прекратились и все вопросы решаются легко. Но бывает и наоборот, конфликт в итоге только обостряется …

Игры, в которые играет HR

Организация корпоратива обычно ложится на HR-директора или руководителя отдела персонала. Милые по-своему люди обычно. Но часто склонны придавать своей сфере слишком уж большое значение для компании (кадровые пасьянсы и т.п.). Поэтому понятно их желание решить за счет корпоратива как можно больше задач управления персоналом.
Увы, благие намерения и сложные комбинации (кто когда что кому с кем и т.д.) отнюдь не всегда приводят к благим результатам. Люди как будто специально вносят путаницу в тонкие психологические расклады HRa, подспудно стремясь к большей простоте и естественности.

Скромное обаяние networking’а

Довелось как-то наблюдать корпоратив в одной из скандинавских стран. Фуршет: На нескольких столах расставлены банки пива, бутылки воды и бутербродики. Стульев нет, официантов тоже нет, самообслуживание.
Люди общаются между собой, формируя небольшие группы и переходя от одной группы к другой. Время от времени кто-нибудь говорит тост, завершая его шуткой. Часа через 1,5-2 все расходятся.
Не поражает воображение, скучновато? Наверное. Но зато удобно и практично:
  • каждый пообщался со всеми, с кем хотел
  • немного перекусили и выпили, при этом не напиваясь
  • руководство кратко сказало все, что хотело сказать
  • по-скандинавски сдержанный бюджет
Да, не особо вписывается в нашу культуру, но есть куда подумать.

Принуждение к действию

Пару раз, просматривая фоторепортаж с корпоративного праздника на сайте какой-нибудь компании, прочитывал смущение и почти страдание на лицах некоторых самодеятельных артистов. Им сказали – надо. Конечно, часто люди сами не прочь блеснуть талантами, но в таких случаях задумываешься о «крепостническом» духе кое-где у нас еще корпоративов.

О вреде активистов

Здорово, когда корпоратив не превращается в банальную пьянку. А сопровождается некой культурной программой, развлечениями. Однако, тут, как и в пьянке, важна мера. Ведь почти в каждой компании найдется пара-тройка активистов, готовых мучить всех бесконечными “бегами в мешках” и викторинами. Только дай им волю. И ведь дают … Руководство радо инициативе снизу. А вот многие сотрудники с трудом сдерживаются, чтобы не засунуть таких недовожативших вожатых пионерлагеря в их мешках под праздничный стол))
Итого? Думаю, что раз компания тратит деньги на персонал («проставляется нам», как сказал один мой знакомый), то и думать при организации корпоратива следует в первую очередь о том, чтобы он оказался для сотрудников приятным и нефрустрирующим. Ну а если вам удастся донести до сотрудников «спослание» от компании таким образом, что они воспримут его как интересное и ценное для них, то это будет вообще здорово.
Статья “Корпоратив: истина в вине” завершена. Вы можете также почитать о вариантах отхода собственника от оперативного управления бизнесом. Или – о выборе подарка.

Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то ведь я только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии