Каким был Лермонтов

М. Лермонтов и Е. Сушкова: о гении и злодействеАвтор: Дмитрий Сироткин

Жизнь каждого крупного поэта вызывает у нас свой вопрос.

Для меня в случае Лермонтова - это вопрос о том, прав ли был Пушкин, когда писал, что гений и злодейство — две вещи несовместные?

Конечно, нам привычно думать, что просто у Михаила Юрьевича Лермонтова было тяжелое детство, трудный характер, излишнее свободолюбие, но не это главное. Главное, что он был великим поэтом, изгнанником, романтиком.

Но такой подход мне не нравится, по сути это двойные стандарты: если человек стал великим, то его поступки оцениваются уже не как поступки любого человека, а со снисхождением, изначальной готовностью оправдать все неблаговидности.

О чем, собственно, идет речь? В первую очередь - об истории мщения Екатерине Сушковой, которая в их юношеском возрасте насмехалась над неуклюжим Лермонтовым. Через пять лет известный в свете гусар Лермонтов легко влюбил девушку в себя, расстроив её брак.

После этого он избрал в обществе компрометирующую форму обращения к Сушковой. Далее - написал на её имя анонимное письмо с предупреждением против себя самого, направил письмо в руки ее родственников, произведя, по его же собственным словам, «гром и молнию». Ну а при последнем объяснении со своей жертвой сообщил, что он её не любит и, кажется, никогда не любил.

Как вам это нравится? И еще маленькая деталь – все это, кроме сцены расставания, он описал в письме к Александре Верещагиной, подруге Екатерине Сушковой, видя лишь «весёлую сторону истории». Можно ли считать такого человека порядочным?

Тем не менее, Лермонтову не понравилось, когда критики и читатели начали отождествлять его с Печориным, поступавшим примерно так же: «другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых… Старая и жалкая шутка!», - написал он в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени». Увы, это похоже на не-смелое уклонение от ответственности.

В жизни Лермонтова прослеживается цепочка таких уклонений от персональной ответственности:

  • отказ в 1829 году от общения со своим отцом Юрием Петровичем Лермонтовым из-за угрозы воспитавшей его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой лишить внука наследства
  • отказ от поступления на первый курс Петербургского университета после конфликтного ухода из Московского университета по прохождении двух курсов, и решение поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Вопреки склонности к литературе и в согласии с пожеланиями все той же бабушки.
  • отказ от отставки из армии ради занятий литературой в 1840-41-х годах и продолжение службы на Кавказе. Снова повлияла любящая бабушка.

Можно возразить, что он не уклонялся от опасности и храбро сражался на Кавказе. Да, это так. Но в увлеченности азартной жизнью предводителя жестокого отряда охотников (Лермонтовского отряда) на этой карательной войне с чеченцами есть что-то странное для поэта. Романтика крови? Игра со смертью?

Возвращаюсь к теме гения и злодейства. Существует мнение, что Лермонтов во многом шел по следам Пушкина («Демон» - «Демон», «Пророк» - «Пророк», Онегин – Печорин, и так далее, вплоть до: смерть на дуэли – смерть на дуэли). Возникает логичный вопрос: в чем он оказался неспособен пойти вслед за Пушкиным? По-моему, ответ достаточно очевиден: это радостная, солнечная, жизнеутверждающая поэзия. Найдется ли у Лермонтова хоть что-нибудь похожее на «Мороз и солнце; день чудесный!»? Нет.

Да и знаменитое стихотворение «Смерть поэта» имеет один характерный изъян – в нем нет поэта, самого Пушкина, зато много гражданского пафоса. Так ли должен прощаться поэт с поэтом? Мне ближе то, как это делает поэт Цветаева в стихотворении на смерть поэта Рильке «Новогоднее», завершающееся такими словами:

Чтоб не залили, держу ладонью –
Поверх Роны и поверх Rarogn’а,
Поверх явной и сплошной разлуки –
Райнеру – Мариа – Рильке – в руки.

Возможно, те самые демоны мщения и нигилизма помешали ему выразить что-либо радостное или хотя бы «одно только слово ласковое, человечье»? А гений – это тот, кто всё может, универсальный творец. Так что, извините, не получается из Лермонтова гений. А Пушкин получается прав в своем утверждении.

 

В дополнение к этому материалу вы можете ознакомиться с фразеологизмами Лермонтова и с цитатами Лермонтова, а также со статьей Каким был Некрасов.

Или прочитать обзор фразеологизмов Пушкина, или статью о книгах, изменивших нашу жизнь, или статью о выборе книги.

 

Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то я ведь только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Подписаться на новые статьи

Добавить комментарий


Комментарии   

Елена
0 # Елена 22.03.2017 13:09
А я как-то всегда рассматриваю отдельно условного "гения" и отдельно его продукт. Поэзия и проза М.Ю. Лермонтова мне нравятся. Абсолютно согласна с тем, что маловато в ней жизнеутверждающ его, ну да у каждого автора свой стиль. Некрасивые поступки совершает каждый человек - может быть, только за редчайшими исключениями. А "гениев" (кавычки - потому что я вообще очень осторожно отношусь к утверждениям такого рода), Вы сами об этом написали - всегда судят более строго.
Да, Дмитрий, я тоже не встречала ранее этой информации. Из какого она исследования? Его автор - литературовед или журналист?
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 22.03.2017 21:50
Елена, как ни странно, эта история изложена в Википедии, со ссылками на источники.
Думаю, что и раньше большого секрета в ней не было, но исследователи творчества Лермонтова просто не писали о ней в статьях и книгах для массового читателя.
Согласен, что практически у каждого выдающегося автора были какие-то свои слабости и темные стороны жизни, но по-моему историей, подобной описанной, мало кто из них отмечен. Это уже что-то вроде поступка со знаком минус, а не просто слабости.
Ответить
Елена
0 # Елена 25.03.2017 16:53
Ой, Дмитрий, Википедия - очень недружественный в отношении русской и советской культуры ресурс. Я поищу это письмо Лермонтова к Верещагиной, все же работать всегда лучше с прямыми источниками, сопоставляя их данные между собой (ибо источники тоже пишутся людьми, а потому, доверившись одному, есть риск уйти в тенденциозность ). Вполне возможно, что, как это часто бывает, акценты переставлены. А именно Википедия славна тем, что ее ссылки на источники очень часто оказываются ссылками на ту же статью в Википедии.
Кстати, если такая некрасивая история и имела место - не удивлюсь. Некоторые человеческие поступки вообще необъяснимы с точки зрения морали.
Помню, во времена моего детства в творческой интеллигенции хорошим тоном было обсуждать личную жизнь А.С. Пушкина: изменял ли он своей жене и сколько раз, как часто она ходила беременной, было ли у нее что-то с Дантесом и проч. А меня даже в юные годы поражало: какое отношение это имеет к его творчеству? "Мороз и солнце, день чудесный..." или "Я помню чудное мгновенье..." как-то по-иному зазвучат в зависимости от ответа на вопрос о частной жизни Пушкина? Мне кажется, что исследование сведений, которые ныне практически невозможно ни полностью подтвердить, ни полностью опровергнуть, сильно отвлекает от творчества поэта / писателя, а пищи ни уму ни сердцу не дает.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 28.03.2017 22:33
Елена, согласен, что детали личной жизни автора не должны значимо влиять на наше восприятие его произведения.
Правда, знание таких особенностей нередко позволяет глубже понять, что и почему выражено в отдельных его местах.
Что касается Википедии, то у меня как раз другое мнение - у них обычно очень строгий подход к представляемым авторами статьи источникам. И подавляющее число ссылок у них - на первоисточники.
Критический же подход к традиционным источникам советского периода мне кажется совершенно оправданным: многие из статей и книг отличаются идеологически заданной направленностью и пуританством, уклонением от острых вопросов.
Ответить
Людмила Морошкина
0 # Людмила Морошкина 18.03.2017 12:40
Ну, да не очень красивые поступки совершал Лермонтов, из уроков литературы не припоминаю, чтобы об этом нам говорили. В принципе, такой же человек, как и все, с своими изъянами. :lol:
Ответить
bytrina
0 # bytrina 31.03.2017 21:13
Не зря же придумано - кто не грешен пусть кинет камень в меня, поэтому все мы люди, а людям свойственно совершать неподобающие поступки, главное чтобы мы потом в этом сами могли раскаяться и пожалеть.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 04.04.2017 22:54
Согласен, "а безгрешных не знает природа..."
Но - все-таки есть светлые люди с мелкими, а то и просто забавными прегрешениями, а есть мрачные люди, которые даже ничего плохого вроде бы не делая, лишают окружающих радости.
Наверное, Лермонтов сочетал в себе эти крайности, но чаще воспринимался как второй типаж.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 18.03.2017 22:31
Людмила, у меня сложилось такое впечатление, что об этом как не говорили в школе, так и не говорят.
В советское время понятно - нужен был светлый образ свободолюбивого борца с самодержавием. А сейчас наверное просто трудно изменить сложившийся образ классика.
Возможно, эта история делает понятнее то, почему он как-будто сам стремился к своей смерти.
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 18.03.2017 11:30
Вот интересно, Лермонтов никогда не вызывал во мне ни восхищения, ни симпатии. Пушкина я тоже не сказать, чтобы любила, но симпатизировала ему как человеку талантливому, хотя и не без недостатков, и отдавала ему должное. И стихи у него гораздо более эмоциональные, живые, трепетные. Так что ваш рассказ о Лермонтове, об этих новых фактах из его жизни только гармонично дополнил впечатление о нем. Вот все-таки крепко во мне убеждение, что если тебе нравится творчество человека, то во многом окажется близок и сам человек, и наоборот - если творчество тебя не слишком трогает, то и человек скорее всего не твой. Очень редко нарушается эта закономерность. Спасибо, Дмитрий, за интересный рассказ!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 18.03.2017 22:22
Пожалуйста, Елена!
У меня похожее впечатление было после ознакомления с этой неблаговидной историей, меня и в юности не трогали его стихи, не хватало в них живых человеческих нот.
Хотя наверняка любители Лермонтова найдут массу примеров, каким добрым и талантливым человеком он был.
Интересно, знал ли известный исследователь и ценитель творчества Лермонтова Ираклий Андроников об этой истории? По крайней мере, в его известной статье "Образ Лермонтова" о ней нет и намека.
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 05.04.2017 15:06
Люди часто создают устойчивый образ кого-либо, а потом так упорно его придерживаются, что мало кто решается возразить им, поставить под сомнение подразумеваемый нимб чистого и светлого гения. Тем не менее у чистых и светлых тоже всегда есть темная сторона, и она всегда помогает лучше понять и почувствовать человека и его творчество.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 10.04.2017 00:13
Елена, ваш подход мне снова близок :-)
Конечно, вряд ли стоит углубляться во все темные стороны жизни писателя ради них самих, но для понимания особенностей его творчества, да и особенностей его личности - полезно.
Ответить
Картавцева Елена
0 # Картавцева Елена 17.03.2017 10:30
Н-да, о такой стороне жизни поэта нам в школе не рассказывали. Впрочем, что тут удивляться, ведь все известные люди не были лишены человеческих страстей и поступков, которые довольно часто их не красили.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 18.03.2017 22:12
Елена, да, честно говоря, я сам узнал об этой истории только сейчас, подготавливая обзор фразеологизмов Лермонтова.
Вначале собирался дать ее небольшим послесловием к его фразеологизмам, но по ходу дела она расписалась до отдельной статьи. :-)
Конечно, почти у всех известных людей непростая судьба, но этот случай уж как-то слишком экстремален.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 21.03.2017 23:37
Некрасивая история. Но мне кажется, что у каждого человека есть свои "скелеты" в шкафу. Так что Лермонтов ничем не отличается.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 22.03.2017 21:57
Надежда, думаю, что он преступил какую-то важную для поэта черту, и это его потом мучило. Предполагаю, что отмечаемая его знакомыми в последние годы его жизни склонность к смерти могла быть во многом связана с этой историей.
То есть - что он все-таки отличается в этом от других.
Ответить