Кризис и счастье

Счастье в кризис: верблюд зимойАвтор: Дмитрий Сироткин

Думаю, вы согласитесь, что обычно результаты социологических опросов достаточно предсказуемы.

Но на этот раз они сумели меня удивить. И заставили призадуматься.

Речь идет о свежих результатах исследований ВЦИОМ по России. 

Что меня не удивило

Оценка российским населением изменения своего материального положения за год, полученная в 4 квартале 2015 г., оказалась худшей с первого полугодия 2009 г. (пик кризиса 2008-09 годов).

Оценка населением своих материальных перспектив на ближайший год в 4 квартале 2015 года была хуже только в начале 2009 г. и в начале 2015 г. (после декабрьской валютной паники).

Что меня удивило

Несмотря на описанные выше изменения в восприятии людьми экономической ситуации, оказалось, что в среднем они стали ощущать себя более счастливыми. В ноябре 2015 г. индекс счастья, рассчитываемый ВЦИОМом, достиг исторического максимума: разница между количеством опрошенных, считающих себя счастливыми, и числом тех, кто считает себя несчастливыми, составила 70%.

Возможные объяснения

Таким образом, получилась странная картина: оценки влияния кризиса на нашу жизнь становятся все пессимистичнее, а люди при этом становятся счастливее. Имеется несколько возможных объяснений этого. Давайте кратко по ним пройдемся:

  1. Люди в кризис «уходят в частную жизнь», они стали больше внимания уделять своей семье, детям, хобби. В результате субъективное ощущение счастья возросло. Думаю, что в некоторых случаях так и произошло. Но в некоторых – наоборот, финансовые проблемы и страх за будущее сделали семейную жизнь более напряженной, трудной. В целом неочевидное объяснение.
  2. Заявления о своей счастливой жизни – это защитная реакция, помогающая отстраниться от опасений, связанных с дальнейшим ухудшением экономической ситуации. Если говорить, что у меня всё хорошо, то глядишь и будет всё хорошо. Если вспомнить, что до этого немалая часть россиян отрицала само наличие экономического кризиса в стране, несмотря на его явные признаки (рост цен, недоиндексация пенсий и др.), то данное объяснение кажется достаточно жизненным.
  3. Внешнеполитические события последних двух лет (Крым, Сирия) вызвали у многих россиян рост патриотических чувств, что придало им ощущение большей наполненности и счастливости их жизни. Версия вроде бы вполне правдоподобная. Сомнения в ней вызывает то, что массовый энтузиазм 2014 года явно поутих к концу 2015 года. И в этом плане и осчастливленность сейчас скорее должна была бы снизиться, а не возрасти.
  4. Международные исследования уровня счастья показывают, что нередко более счастливыми себя считают люди, живущие в странах с достаточно низким уровнем жизни. Так что экономика особо не влияет на самоощущение людей. В данном случае этот аргумент кажется мне слабоватым. Одно дело, просто счастливо жить в бедной стране из года в год. Другое дело, если при этом ваш уровень жизни значительно снижается. Например, вряд ли венесуэльцы, сильнее всего пострадавшие от падения цен на нефть, стали чувствовать себя сейчас счастливей. К тому же, обычно у всех этих радующихся жизни ребят полно бесплатного солнца, с которым намного легче быть счастливыми.

В итоге мне трудно настаивать на каком-то одном объяснении. Скорее всего, в той или иной степени сказались разные причины. Хотя вариант с защитной реакцией показался мне наиболее понятным. С дополнительными данными по этой теме можно ознакомиться в статье Ольги Кувшиновой «Россияне осознали, что кризис – это надолго» (Ведомости, 20.01.16).

Кстати, в продолжение этой темы на Буридо размещена статья Индекс счастья: где мы в мире?, в которой анализируется позиция России и стран СНГ в рейтинге ООН World Happiness Report 2016. 

С интересом жду ваши комментарии! Возможно, вы предложите свое объяснение. Просьба только учесть, что мы здесь обсуждаем причины любопытной социологической тенденции, а не то, как всё должно быть по-правильному.

Тема кризиса время от времени появляется на Буридо. И, по-моему, это вполне естественно. Трудно было бы вынести его за скобки нашей жизни. В частности, вы можете прочитать статью Кризис и мы, написанную примерно год назад, но пока что сохраняющую свою актуальность, и статью Свадьбы и кризисы, также с обсуждением трендов.

 

Если вам понравился этот пост и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на него в социальной сети, то ведь я только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Подписаться на новые статьи

Добавить комментарий


Комментарии   

Ирина
0 # Ирина 25.02.2016 00:30
Думаю, что люди просто устали от всего и в очередной раз адаптировались. Многие ищут счастье в малом. Жизнь то у всех одна. И хочется быть хоть чуть-чуть счастливыми.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 28.02.2016 17:34
Ирина, ваше объяснение кажется мне вполне разумным и удачно сформулированным.
По-моему тоже многие люди сейчас пытаются найти для себя маленькие, но приятные заботы и увлечения. :-)
Ответить
Елена
0 # Елена 15.02.2016 01:42
Дмитрий, мне ближе и понятнее первое объяснение. Пусть лучше будет субъективное ощущение счастья....Это лучше, чем постоянное недовольство и нытье. Хорошо, что мы умеем радоваться своим успехам, каждому новому дню, счастью своих близких. Мы многому учимся, больше узнаем, а значит становимся увереннее и сильнее. Возможно, этими и многими другими факторами объясняется "счастливость" людей сегодня. Интересная статья и обсуждение получается очень интересным.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 15.02.2016 08:50
Елена, думаю, что для Вас это действительно наиболее подходящее объяснение. Как и для большинства блоггеров. :-)
Зная же некоторые истории своих знакомых и их знакомых, я понимаю, что им как минимум нужно научиться жить в более тяжёлых условиях. Это в конечном итоге полезный опыт, но назвать его опытом счастья как-то язык не поворачивается. ..
Ответить
Елена
0 # Елена 16.02.2016 21:00
Дмитрий, все-таки мне не приходят ответы с Вашего сайта. Специально заглянула сегодня. Галочку ставила, чтобы получить уведомления о новых комментариях.

Все правильно, поэтому слово "счастье" получилось в кавычках. Хотя, знаете, у каждого из нас такое разное счастье. Вот, например, моя тетушка считает счастьем, что утром глаза открыла и жива (она у меня юмористка). Как-то открытку прислала, пишет: "У нас все хорошо. Стареем с каждой секундой." А вообще, с течением времени, учишься счастье различать совсем в другом: в своей семье, своих детях, внуках (их еще нет, но уже представляю, сколько будет счастья), в общении со своими родителями, близкими и давними друзьями. Не так давно юбилей свой отмечала - столько счастья на меня "насыпалось"... Пересказывать долго. Что касается трудностей, то они всегда были, да и нужны они нам, эти трудности, наверное, для того, чтобы счастье было заметнее.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 16.02.2016 21:53
Елена, спасибо, постараюсь разобраться, что там не так с письмами.
Да, кавычки на счастье я и не заметил...
Согласен, с годами больше радуешься близкому и простому вроде бы, детям особенно. :-)
Ну а трудности от нас никуда не денутся, не на тех напали ;-)
Ответить
Елена
0 # Елена 16.02.2016 22:09
Дмитрий, получила Ваш ответ. Наверное, все уже в порядке. Если будут еще интересные исследования, сигнальте, я поучаствую в обсуждениях с удовольствием. ;-) Спасибо!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 17.02.2016 23:05
Отлично, Елена! И то, и другое. :-)
Конечно, такие посты с обсуждением результатов свежих исследований на Буридо время от времени появляются.
Просигналю :-)
Ответить
Арина
0 # Арина 11.02.2016 20:34
Получается, что катаклизмы объединяют людей.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 11.02.2016 22:30
Арина, не знаю, получается ли так.
Например, если исходить из объяснения Олега (см.ниже), то получится наоборот - люди становятся счастливей, когда от общих переживаний уходят в свои частные дела и интересы, то есть - разъединяются, а не объединяются.
Похоже, что и так, и так бывает. ;-)
Ответить
Олег
0 # Олег 11.02.2016 09:51
мое объяснение - люди всё меньше смотрят телевизор и следят за новостями, больше занимаются своими заботами и интересами, меньше напряженности и беспокойства за мировые проблемы
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 11.02.2016 22:25
Олег, спасибо за свежую идею в этом обсуждении!
Мне бы, например, хотелось, чтобы так и было, и чтобы мы больше занимались своими собственными делами, а не переживали за судьбы мира. Это было бы практичней.
Но все-таки наша жизнь сейчас слишком часто зависит от событий в экономике и политике, и выходит, что не следить за ними - непрактично.
Думаю, что такое противоречивое отношение свойственно многим сейчас.
Ответить
Галина
0 # Галина 10.02.2016 10:01
Думаю все дела в том, что люди за многие годы привыкли обвинять правительство во всех бедах, а сейчас появился новый враг - Евросоюз с санкциями. Вот теперь все и сплотились, чтобы дружить против них. А я после присоединения Крыма вообще практически не слышала нареканий в сторону правящей верхушки. Видимо все-таки патриотизм заиграл.
Мне только интересно как эти опросы проводятся.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 10.02.2016 22:59
Галина, да, эксперты дают оценки, что граждане в целом не будут выражать протесты из-за ухудшения жизни в этом году.
Возможно, дело в большей степени не в патриотизме, а в том, что усомниться в том, что власть хорошо контролирует ситуацию и движется в верном направлении, уже просто по-человечески страшно.
А опросы по-моему проводятся как обычно - репрезентативна я выборка берется и опрашивается по стране.
Ответить
Ларри
0 # Ларри 08.02.2016 19:40
Статистика дело тонкое :)
На нее нельзя ссылаться, когда заходит разговор об отдельной личности. Надо не забывать про заказчика таких опросов - они играют главную скрипку :)
Если сейчас провести опрос жили ли люди счастливо при коммунистах результат будет - Да, все жили счастливо.
Хочется надеяться, что люди стали жить счастливее, ведь на самом деле для того, чтобы быть счастливым не важно сколько шуб имеется в гардеробе, а то, что просто есть еще возможность выйти погулять. Люди стали мудрее? Хочется в это верить.
С другой стороны по статистике нельзя судить даже о тенденции настроений в обществе. Статистика - это просто статистика и все, проделанная работа, если хотите.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 08.02.2016 20:54
Ларри, согласен, что статистика - дело тонкое. ;-)
И к ней следует подходить очень аккуратно. Но без нее многие вопросы оказываются вообще в слепой зоне.
Так что, хочешь-не хочешь, стоит принимать ее к сведению. И по возможности верно интерпретироват ь.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 05.02.2016 23:49
Буквально вчера натолкнулась на результаты другого исследования. Там говорится обратное - за последние полгода в России резко увеличилось число депрессивных состояний.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 06.02.2016 19:21
Да, Надежда, я тоже его видел, это уже Левада-центр. Рост депрессивности кажется более понятным, чем рост счастливости, но в ответе Елене я пишу, что в принципе они могут совмещаться, в рамках внутренне противоречивой реакции на кризис.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 07.02.2016 18:27
Точно-точно, Левада. В принципе, эти данные кажутся более правдивыми для кризисного периода.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 08.02.2016 20:33
Хотя вот что любопытно: практически все, кто оставил здесь комментарии, проявляют оптимизм, а то и прямо говорят о своей счастливости в настоящее время.
И никто не упоминает депрессивности.
Как Вы это объясняете? ;-)
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 05.02.2016 11:47
Интересно, что мои собственные ощущения совпали со статистическими данными, хотя у меня на это есть вполне субъективные причины ))) Действительно греют личные отношения, да и вообще со временем начинаешь по-другому относиться ко многим вещам, к материальному достатку в том числе. Опять же привыкаешь к кризисам, если можно так сказать, они уже кажутся не ужас-ужасом, а вполне закономерным развитием ситуации, в которой всегда за подъемом идет спад, и хорошо, если и спад не такой уж катастрофичный. В общем, даст бог переживем и это.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 06.02.2016 19:17
Елена, это наверное хорошо, что Вы так позитивно всё воспринимаете. :-)
У меня самого более непосредственны е реакции и меньше оптимизма. Как написала выше Надежда, это тоже вполне укладывается в рамки результатов соцопросов, но уже других, проведённых Левада-центром.
Думаю даже, что в широкой и противоречивой русской душе может совмещаться и рост счастливости (как внешнее защитное проявление) и рост депрессивности (как внутреннее проявление).
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 12.02.2016 09:39
Мне тоже кажется, что мы не можем быть одновременно и счастливыми, и в депрессии. Внешне - может быть, но ведь все равно важнее, что в душе, а не маска.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 13.02.2016 14:27
Елена, лично у меня бывали такие состояния, обычно они были связаны с тем, что я просто не осознавал какую-то проблему, а она тяготила, хотя мне и казалось, что вроде бы я вполне счастлив.
А главное - мы же здесь обсуждаем результаты соцопросов, т.е. то, что люди позволяют себе высказать о себе чужим людям с не вполне понятными целями этих вопросов.
Думаю, что в советское время можно было достаточно часто встретиться с таким сочетанием вроде бы счастья и внутренней неудовлетворенн ости.
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 22.02.2016 16:17
Просто я предпочитаю судить о состоянии по тому, насколько оно приносит удовлетворение. И если внешне все вроде хорошо и нет повода чувствовать недовольства, но внутри что-то не так, то я считаю, что не так и есть. Как говорится, если вам кажется, что надо что-то изменить в жизни, то вам не кажется. Так что счастьем это никак нельзя назвать, скорее благополучными внешними условиями. И удовольствие от них мы испытываем, скорее, на уровне разума, а внутри все равно что-то гложет и гложет... И в итоге именно это и определяет наше истинное состояние.
А в опросах люди вообще, кстати, часто говорят совсем не то, что думают и чувствуют на самом деле, и делают это неосознанно. Потому что зачастую вообще не слишком хорошо понимают себя.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.02.2016 21:12
Елена, Вы очень хорошо описали проблему с такой раздвоенностью.
Сложность бывает с тем, что не удается осознать, а что же все-таки не так. Поэтому и решение принимать сложно, не ясно, что именно нужно изменить.
С опросами иногда имеется банальная проблема непонимания того, о чем спрашивают. И это тогда недоработка самих социологов. :-)
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 05.03.2016 09:35
Спасибо )))
И согласна, осознать бывает сложно, а многие вообще даже не делают попыток этого сделать или ищут не там - о тут много разных факторов...
И насчет неточных формулировок вы правы, это тоже имеет место быть )))
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 05.03.2016 23:52
Точно. Осознание это обычно трудный процесс, и немногим это по душе. Проще повторять удобные истины, вроде тех, что приведены в соседнем посте о русских идиомах о погоде :-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 07.02.2016 18:29
А я не верю, что такое может совмещаться. Поговорите с любым человеком в депрессии. Никто вам не скажет, что он испытывает счастье.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 08.02.2016 20:28
Надежда, согласен, что это достаточно странное состояние, что-то вроде раздвоенности сознания. Но как раз в обзорах Левада-центра по текущему кризису не раз отмечалась такая раздвоенность и противоречивость.
А в жизни бывает по-разному. Например, человек всем радостно рассказывает, как у него всё отлично, а на следующий день вдруг выходит из жизни...
Ответить
Александр Логинов
0 # Александр Логинов 03.02.2016 13:28
Любопытный ВЫ разговор затеяли, Дмитрий!
Редко кто у нас в стране всерьез пытается размышлять по поводу соцопросов.
Многие не верят, к примеру, в 86% поддержки. Я верю. Мне трудно поверить в остальные 14%.
Представьте, что Вам звонят на домашний телефон и спрашивают, поддерживаете ли вы политику руководства. А Вы отвечаете: нет, не поддерживаю!!?
Вот в оптимизм комментаторов Вашей статьи я верю. И поддерживаю!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 03.02.2016 23:26
Александр, Вы знаете, я бы может быть и хотел опираться на что-нибудь более надежное, чем результаты соцопросов и официальную статистику, но ведь ничего другого просто нет. ;-)
И потом я все-таки в целом им доверяю, может быть не конкретным цифрам, а тенденциям их изменения. Иначе остаются отдельные мнения отдельных людей, но не общая картина.
Да, блогеры-коммент аторы этой статьи бодры, и это радует :-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 03.02.2016 01:03
Смотивировали вы меня, Дмитрий, тоже написать про кризис. Пока что статья в работе. Но скоро выйдет. Посмотрим, что вы на нее скажите.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 11.02.2016 22:41
Надежда, рад, что своей статьей промотивировал Вас написать вашу! :-) Редкий случай.
Конечно, с удовольствием прочитаю вашу статью о кризисе и выскажусь.
Ответить
Андрей Гончаров
0 # Андрей Гончаров 01.02.2016 09:00
Думаю, что там все проплачено и дабы сильно не запугивать людей, "сделали" их более счастливыми.
Но я уверен, что с развитием технологий, прогресса в целом, человек счастливее по-любому. Просто многие этого не замечают и по привычке жалуются на всё и вся.
А сам кризис, от человека зависит. Один будет ныть в лбой ситуации, другой приспособится и станет счастливее/бога че/успешнее.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 01.02.2016 11:26
Андрей, гипотеза о проплате любопытная, хотя мне кажется, что для такой структуры как ВЦИОМ это была бы дорога в никуда.
Про влияние технологий вопрос не столь однозначный. Одно из их следствий сейчас - увеличение числа одиноких людей.
С тем, что многое в кризис зависит от самого человека трудно не согласиться. Но это возможность, а вот в какой степени люди ею пользуются - это как раз то, о чем нам могут рассказать исследования социологов. :-)
Ответить
Николай
0 # Николай 31.01.2016 12:05
Я думаю ваше удивление связано с расхожим олигархическим лозунгом "Счастье в деньгах". К счастью так думает очень незначительная часть населения нашей страны, и это радует. Т.е. счастье это категория, не зависящая от количества денег, а посему перманентна.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 01.02.2016 11:16
Николай, я согласен с Вами в том, что нет прямой зависимости - чем больше денег, тем больше счастья. Но не прямая зависимость есть. Как показали исследования, в среднем наиболее счастливыми себя чувствуют люди со средними доходами, а менее счастливы бедные и обеспеченные люди.
В целом же если рассматривать счастье как состояние гармонии с окружающим и с собой, то наши сограждане обычно слишком озабочены и напряжены.
Особенно это ощущаешь, когда наблюдаешь жизнерадостных и спокойных греков. ;-)
Ответить
Картавцева Елена
0 # Картавцева Елена 27.01.2016 11:16
Социологические опросы не читаю, там, в большинстве, откровенная подтасовка фактов, но, исходя уже из большого жизненного опыта, на все происходящее смотрю с оптимизмом, так как переживали и худшие времена. Как говорил когда-то царь Соломон: И это пройдет!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 27.01.2016 22:55
Елена, у Вас хороший жизненный настрой! ;-)
Честно скажу, я не всегда готов поддерживать такой настрой. Некоторые вещи меня просто расстраивают.
Но то, что надо на самого себя рассчитывать, чтобы нормально пройти этот этап жизни, это точно.
Ответить
Елена Картавцева
0 # Елена Картавцева 10.04.2016 13:05
Без оптимизма,Дмитр ий, сложно выжить в современном мире. Кризисы приходят и уходят - переживем и очередной! :lol:
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 15.04.2016 09:09
Хорошо, договорились ;-)
Ответить
Ольга Мамина
0 # Ольга Мамина 27.01.2016 09:59
Что касается счастья. В теплых странах легче быть счастливым, это правда. Месяц в Таиланде мне это точно доказал - там все счастливые :-)

Ну и за всех не могу сказать, а вот за свой индекс счастья ручаюсь - он не пострадал. Несмотря на трудности, повышение цен и жесткого изменения курса. Возможно, опрос проводился среди таких как я ;-) ?
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 27.01.2016 22:49
Ольга, Вы высказали интересную гипотезу :lol:
Но даже при этом условии индекс счастья должен был бы остаться на том же уровне. А он повысился. Значит опрашивали каких-то людей, упорно осчастливливающ ихся все больше ;-)
А если серьезно, то блогеры обычно отличаются жизнелюбием и предприниматель ским настроем. И не особо вписываются в общие тренды.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 26.01.2016 12:23
Я тоже согласно с вариантом два. есть еще подозрение, правда, что опрос не дает истинного положения дел. Возможно, люди бояться уже высказывать истинное мнение.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 27.01.2016 22:41
Надежда, согласен, странная ситуация в текущей непростой ситуации.
Возможно, повлияли не слишком удачные формулировки вопросов...
Ответить