Колбаса, сосиски, … рак?

Мясные продукты на старой картинеАвтор: Дмитрий Сироткин

Недавно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) представила оценку канцерогенности красного мяса и мясной продукции, которая наделала немало шума.

А дело в том, что переработанные мясные продукты (колбаса, бекон, сосиски и т.д.) были отнесены к группе 1 – к причинам заболевания раком, а именно - колоректальным раком (раком толстого кишечника). А красное мясо - к группе 2А (вероятным причинам рака). Компанию мясным продуктам в их группе составили такие невкусные вещи как асбест и табак.

Чтобы снять излишнюю озабоченность и тревоги питающейся мясом общественности, на сайте ВОЗ были оперативно размещены ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ) со стороны Международного агентства по изучению рака (МАИР), входящего в структуру ВОЗ.

Давайте рассмотрим тревожащую и успокаивающую информацию по этому вопросу.

Тревожащая информация

  • МАИР не выявил причин, почему мясные продукты увеличивают риск заболеваемости колоректальным раком. Хотя в ходе проекта были изучены результаты более 400 исследований в данной области. Правда, было написано о предположительном негативном влиянии образующихся в процессе обработки мяса канцерогенных веществ - нитрозаминов и полициклических ароматических углеводородов.
  • Было посчитано, что потребление всего 50 грамм мясных продуктов в день увеличивает риск заболеваемости на 18%, а потребление 100 г красного мяса в день - на 17% (вероятно). По статистике, в России в последние годы потребляется порядка 45 кг на человека в год красного мяса. С учетом вегетарианцев, это как раз близко к обозначенным ВОЗ 50 грамм мясной продукции и 100 грамм красного мяса на человека в день.
  • Скорее всего, эти продукты являются одной из причин развития и других видов рака. Так, в материале указывается на возможную связь мясная продукция – рак желудка и красное мясо – рак поджелудочной железы и простаты.

Успокаивающая информация

  • Поскольку речь идет лишь об одном из видов рака, то оцениваемое негативное воздействия «мясного фактора» относительно невелико: порядка 34 тысяч случаев смерти в связи с употреблением мясных продуктов и, предположительно, порядка 80 тысяч случаев смерти в связи с употреблением мяса. По сравнению, например, с одним миллионом смертей от рака в год в связи с курением (впрочем, вряд ли эта цифра является успокаивающей для курильщиков). В целом же в мире от рака умирает более 8 млн. человек в год.
  • Авторы доклада подчеркивают, что отнесение мясной продукции к той же группе, что асбест или табак, не означает, что все эти вещества одинаково опасны. Речь идет лишь о том, что были получены столь же убедительные научные данные о том, что она является причиной рака. Однако мясная продукция по своему воздействию менее опасна, чем асбест и табак.

Как это делается

Безусловно, эти оценки МАИР вызвали живой отклик не только у обычных граждан, но и у представителей мясоперерабатывающей индустрии (которым они явно не понравились). ВОЗ и вообще отличается вполне понятным для такой структуры консерватизмом в оценках и рекомендациях.

А в данном случае он был как никогда оправдан. И в упомянутом материале наиболее популярным речевым оборотом в ответах является «имеющиеся данные не позволяют сделать вывод о». Тем более интересно, на основании каких методов и процедур было сделано данное авторитетное научное заключение.

Доклад был подготовлен рабочей группой МАИР, включающей 22 эксперта из 10 стран. В период 2014-15 гг. ими были рассмотрены более 800 исследований о связи употребления красного мяса и мясных продуктов и развития рака.

 

В мире постоянно появляется масса новых медицинских исследований, и было бы глупо пытаться уследить за ними на блоге Буридо, который не специализирован на медицинской тематике. Но иногда такие материалы оказываются существенно значимыми для нашей жизни и рациона питания. И я считаю, что тогда стоит подготовить пост и порекомендовать его читателям умерить потребление красного мяса и мясной продукции.

А также можно посоветовать обратить большее внимание на те факторы возникновения рака, на которые мы самостоятельно можем повлиять:

  • высокий индекс массы тела
  • недостаточное употребление в пищу фруктов и овощей
  • отсутствие физической активности
  • употребление табака
  • употребление алкоголя

Их влияние достаточно велико – 30% от воздействия всех факторов возникновения рака.

Жду ваши комментарии. Изменяете ли вы свой рацион питания из-за появления подобной информации?

 

А из близких по тематике статей на Буридо порекомендую вам Читая рекомендации ВОЗ по физической активности и небольшой авторский пост Вдохновляет ли вас Всемирная организация здравоохранения?, а также - учитывающие рекомендации ВОЗ Сводные рекомендации по здоровому питанию.

Надеюсь, что вас иакже заинтересует статья о целях здорового питания в США и России в текущий период.

 

Если вам понравился этот пост и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на него в социальной сети, то ведь я только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Подписаться на новые статьи

Добавить комментарий


Комментарии   

Андрей Гончаров
0 # Андрей Гончаров 28.11.2015 16:53
Репосты с меня ;)
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 28.11.2015 19:11
Андрей, спасибо! :-)
Ответить
Андрей Гончаров
0 # Андрей Гончаров 28.11.2015 16:52
Ну вот, мясо еще и рак вызывает.
Конечно мясо "полезнее" табака, оно хоть какие то питательные вещества тельцу дает.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 28.11.2015 19:15
Наверное от табака отказаться труднее, но от мяса тоже совсем не легко.
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 28.11.2015 11:59
Вот интересно, что сами медики и ученые говорят о том, что они не знают, почему развивается рак. При этом мы постоянно слышим о том, что то-то и то-то способствует его развитию - продукты, добавки, вещества. Вот как это сопоставить? От рак умирают те, кто никогда ничем не болел, при этом те, кто ведет отнюдь не здоровый образ жизни, могут жить долго и счастливо. Кажется, какого-то важного компонента тут не хватает. Мне иногда думается, что рак это чистая пихосоматика, возникает от внутренних нерешенных проблем, неудовлетворени я собой, жизнью. Конечно, не стоит есть вредные продукты и вещества, просто, может, решающее значение в итоге имеет совсем не это.
Ответить
Дмитрий с Буридо
+1 # Дмитрий с Буридо 28.11.2015 19:08
Елена, не берусь судить, каковы истинные причины возникновения рака, не специалист в этом вопросе.
А вот, что касается доказательства влияния тех или иных факторов на заболеваемость раком, то тут как раз в целом все достаточно понятно: сопоставляется заболеваемость раком у людей, которые употребляют мясопродуктов, и у тех, кто не употребляет. На большой, статистически значимой выборке, с учётом влияния других факторов. В результате делаются выводы о наличии причинной связи и степени влияния тех же мясопродуктов.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 05.12.2015 03:16
Если так подходить, то все можно притянуть за уши. Например, как выпадают зубы у тех, кто ест мясо и не ест. Ох, эти "статисты", не знают, как показать, что они работают
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 07.12.2015 11:00
Надежда, такие экзотические исследования иногда тоже встречаются, но в данном случае рулили процессом ведущие мировые эксперты по раку.
И цель была - научно обосновать влияние мясопродуктов на заболеваемость раком. А тут без строгих статистических методов не обойтись. Иначе те же мясопереработчи ки обвинят экспертов в предвзятости.
На самом деле не так-то легко обосновать что-либо статистически. :-)
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 01.12.2015 11:08
Ну да, с точки зрения статистики все логично. А с точки зрения практики все так же неопределенно. Так-то я тоже не специалист в этом вопросе, просто интересно наблюдать за миром.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 01.12.2015 19:09
Согласен, в любом случае для многих заболевших рак это как удар в спину, когда непонятно за что и почему. :o
Ответить
Ольга Мамина
0 # Ольга Мамина 26.11.2015 13:07
Да, столько новой информации - не знаешь чего бояться больше...
Мы почти перестали есть красное мясо, как-то так само собой получилось. Колбасу, сосиски тоже давно не покупаем.
Просто хочется чего-то более легкого. Но 100% сказать нет всему мясу, пожалуй, мы пока не готовы.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 27.11.2015 23:04
Ольга, я тоже пока внутренне не готов сказать нет всему мясному.
У меня и здесь консервативный подход: сократить употребление, но не отказаться совсем. Для полного отказа нужно иметь сильные аргументы и мотивацию. :-)
Ответить
Картавцева Елена
0 # Картавцева Елена 23.11.2015 16:46
Ну, вот, в очередной раз подняли шумиху на ровном месте и сделали из мухи слона. У меня на сайте есть статья про мясо, так один из комментаторов написал: мясо ел, ем и буду есть. Относительно мяса я его поддерживаю, если не брать в расчет колбасные изделия, где от мяса одно только название.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 23.11.2015 23:38
Елена, конечно, воздействие этих продуктов не столь значительно, как того же курения, но всё-таки более 100 тысяч смертей в год - это не пустяк.
Принимать решение, есть красное мясо или мясные продукты - это наш свободный выбор, но благодаря результатам этой экспертизы мы можем делать его более осознанно, вплоть до понимания уровня риска заболевания раком.
Ответить
irenko07@gmail.com
0 # irenko07@gmail.com 23.11.2015 14:30
У моего мужа невысокий индекс массы тела, не пьет, не курит, ест много овощей и фруктов, движется очень много, совсем не употребляет колбасы, однако болен раком
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 23.11.2015 23:07
Да, порой бывает и так...
Но тут следует учесть, что всё-таки это среднестатистич еские закономерности, а также то, что у рака имеются и другие причины, на которые мы сами повлиять не можем.
Ответить
Наталья
0 # Наталья 23.11.2015 12:45
Я очень люблю мясо! Иногда, и сосиски, и колбаску ем. Давно читала, что в процессе жизни у человека в кишечнике накапливается очень приличное количество мяса (к сожалению, не помню точную цифру), которое в последствии начинает гнить, выделяя ядовитые вещества...
Вообще в нашей жизни много чего вредного!
Дышать воздухом, испорченным выхлопными газами, тоже вредно! ;-)
Ребенок впечатлился данной новостью, сказал что сосиски больше не ест! :roll:
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 23.11.2015 22:58
Наталья, а мои дети не впечатлились, и сказали, что продолжат есть сосиски ;-)
Что делать, это их выбор. Хотя я постараюсь ограничить употребление ими мясных продуктов.
Ответить