Свадьбы и кризисы

Свадебный лимузин ждет молодоженовАвтор: Дмитрий Сироткин

Мне попались на глаза материалы исследования Яндекса о снижении интереса аудитории интернета к теме свадеб.

И я заинтересовался, а что у нас происходит с реальными свадьбами, также ли снижается их число?

Оказалось, что за первое полугодие 2015 года процент сокращения реальных свадеб даже в 2 раза выше, чем процент сокращения «виртуальных свадеб»: количество свадеб (браков) снизилось на 10%, а количество «свадебных» запросов в Яндексе – на 5% (к первому полугодию 2014 года).

Возможно, эти различия следует объяснить тем, что значительная часть интересующихся свадебными вопросами в интернете только подумывает о свадьбе в будущем. К тому же число людей, обращающихся к поисковику при подготовке таких нечастых событий в нашей жизни как свадьба с каждым годом растет.

В целом же тенденцию снижения количества свадеб мне кажется логичным связать с экономическим кризисом в стране: пары откладывают регистрацию брака до лучших времен, когда затраты на отмечание свадьбы станут не столь обременительными для семейного бюджета. А в этом году, по разным оценкам, они выросли примерно на треть. Прежде всего – затраты на ресторан, которые составляют порядка 50% свадебного бюджета.

По просмотренным мной публикациям, средний бюджет не дорогой, но и не экономной свадьбы находится сейчас в диапазоне 200-400 тысяч рублей, и может сильно различаться в разных регионах России. Любопытно, что это как раз соответствует 5000 евро, средней стоимости свадебного мероприятия в европейских странах в последние годы. Кстати, исследователи отмечают существенное сокращение этой суммы по сравнению с 2000-ми годами, что наверное также следует связать с неблагоприятной экономической ситуацией, но уже в Европе.

Возвращаясь к теме свадеб и кризисов в России, интересно посмотреть, отразились ли на количестве браков предшествующие кризисы 1998 года и 2008/09 годов. Вот что показывает нам статистика Росстата:

Статистика браков в России, Росстат

Итак, наше предположение подтвердилось. По данным графика, во всех трех случаях имело место некоторое снижение количества браков на тысячу человек населения. Впрочем, каждый раз такое влияние кризиса непродолжительно, жизнь берет свое и количество браков со свадьбами снова подрастает.

А возвращаясь к исследованию Яндекса, можно посмотреть, поисковые запросы по каким свадебным темам наиболее популярны:

Статистика запросов Яндекса по теме свадьба

Как и следовало, ожидать, преобладают темы про невесту: платье, прическа, букет. Жалко, что Яндекс не приводит статистику по полу делающих «свадебные» запросы, но я уверен, что женщин будет не меньше 80%. О том, что свадьба – это прежде всего женский праздник говорит и тот маленький, но характерный факт, что костюм жениха запрашивают в 17 раз реже, чем платье невесты.

Итак, хотим мы этого или не хотим, но нынешний кризис нарушил матримональные планы каждой десятой созревшей до брака пары. Ничего, будем считать, что это хорошая проверка отношений на прочность. К тому же, как говорится, есть и хорошая новость: количество разводов за 1-ю половину 2015 года снизилось на целых 15%.

А на Буридо поднятую тему могут подхватить цитаты про свадьбу или статья о том, как найти себе пару, конечно, чтобы в идеале все завершилось удачным браком, а также статья о выборе подарков, без которых ни одна свадьба не обходится.

И пока что, к сожалению, сохраняет свою актуальность статья Кризис и мы, написанная мной в начале 2015 года. Позднее на блоге появилась статья Кризис и счастье. А еще позднее - аналитическая статья Индекс счастья: где мы в мире? 

 

А если этот пост вам понравился и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на него в социальной сети, то ведь я только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии и вопросы также приветствуются!

Подписаться на новые статьи

Добавить комментарий


Комментарии   

Галина Жолдош
0 # Галина Жолдош 26.04.2016 12:49
Честно говоря, тоже наблюдаю эту тенденцию :sigh:
И поскольку моя работа непосредственно связана с этим праздником, на мне это отражается и в материальном плане. Люди стараются экономить на всем. Но все же сохранились пары, которые хотят настоящую свадьбу со всеми ее хлопотами и затратами. И какой бы ни был кризис, те кто хочет праздника, не пожалеют на него никаких средств. Есть и такие, кто берет кредит на свадьбу!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 27.04.2016 09:08
Галина, мне кажется, что у нас еще часто сохраняется давешний подход, что стол должен быть изобильным, а на празднике (развлечения, хорошая фотосессия и т.д.) можно и сэкономить.
И иногда так выходит, что все наелись-напилис ь, а вспомнить особо и нечего... :roll:
Ответить
Андрей Гончаров
0 # Андрей Гончаров 06.09.2015 16:24
Может просто умнеют? Мне не нравится свадебный ритуал в том виде, в котором он сейчас существует.
Может потому, что я на днях развелся)
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 06.09.2015 18:22
Андрей, да, обычно развод сильно влияет на восприятие свадьбы и свадебного ритуала.
Ничего, бывает. И порой это как раз тот самый отрицательный опыт, который даёт хороший стимул для переосмысления своей жизни и дальнейшего развития ;-)
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 07.09.2015 21:40
Ну, те кто успел жениться и развестись раз пять смотрят на все это более позитивно. ;-)
Хотя такой позитив трудно оценить однозначно...
Ответить
Андрей Гончаров
0 # Андрей Гончаров 06.09.2015 20:29
не порой, а всегда ;-)
Ответить
Vadar
0 # Vadar 05.09.2015 23:21
Не знаю как у вас, но у нас свадьбы ещё пышнее стали! Что самое интересное, народ сам говорит мол так не хорошо, но всё равно проводят!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 06.09.2015 12:04
Vadar, это интересное наблюдение! Как я понимаю, кризиса в Азербайджане нет, может быть девальвация небольшая прошла. Так что по экономической ситуации мы наверное заметно отличаемся.
Да и на Востоке к свадьбам обычно немного другое отношение. Интересно, сколько обычно гостей приходит у вас на свадьбу?
Ответить
Елена Голоштенко
0 # Елена Голоштенко 30.08.2015 21:46
А ведь знаете, раньше действительно чаще по улицам гудели едущие свадебные кортежи.Что касается нашей республики - тут тоже, скорее всего, причина в деньгах. Нет, свадьбы гуляются, конечно, но не так часто, как пару лет назад.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 31.08.2015 10:32
Елена, нормальная реакция на нормальные финансовые сложности по-моему вполне нормальна.
К тому же, как выяснилось, мы идём в общеевропейском тренде. Мне лично фуршетно-легкий стиль празднований больше по душе, чем душные многочасовые застолья. ;-)
Ответить
Елена Картавцева
0 # Елена Картавцева 23.08.2015 09:41
Статистика статистикой, но у меня через дорогу ресторан и наблюдаю действо свадеб, начиная с пятницы. Скромностью брачующиеся не страдают! Кортежи из крутых машин, большое количество гостей... А салюты, которые устраиваются на каждой свадьбе... Как подумаю, какие деньжищи "улетают в воздух", то становится грустно.
Если бы шикарные свадьбы устраивали обеспеченные люди, то было бы понятно. В прошлом году моя соседка мать-одиночка, устраивала свадьбу своей старшей дочке Кристине. "Постаралась", что бы все было, как у "людей" - с долгами расхлебывается до сих пор.
Спрашивается, кому это надо было???
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.08.2015 21:07
Елена, спасибо, интересные зарисовки из жизни.
Согласен с Вами, что подход "все как у людей" нерационален и довольно устарел. Но наверное и правда подготовка свадьбы нередко является временным помутнением сознания. :lol:
А та самая отмеченная в посте каждая десятая пара видимо смотрит на вещи трезвее. Ну и средств доступных у них наверное мало.
Ответить
seoonly.ru
0 # seoonly.ru 22.08.2015 19:51
Спасибо за развернутую статистику
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 22.08.2015 23:02
Пожалуйста, мне и самому было любопытно разобраться в этом вопросе со свадьбами.
Ответить
Вячеслав Балашов
0 # Вячеслав Балашов 21.08.2015 22:01
Как правило, кризис - это понятие навязанное нам извне и только от личного восприятия будет зависеть его влияние.

Лучше, конечно, если соблюдать твердость убеждений
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 22.08.2015 23:01
Да, Вячеслав, элемент восприятия здесь весом, но и элемент доступного бюджета тоже ;-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 18.08.2015 22:38
Кстати, Дмитрий, что-то заглавие вашей статьи стало очень мелким. И почти не читабельным. Добавьте ему "роста" и "жирности" :lol:
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 19.08.2015 21:01
Надежда, спасибо за подсказку. Постараюсь не затягивать с этим делом, если только там не потребуется менять графические шаблоны.
Это для меня слишком тёмный лес :-)
Ответить
Елена
0 # Елена 18.08.2015 13:49
Буквально на днях говорили со знакомым, они тоже свадьбу отложили и тоже из-за финансов. Неудивительно, конечно, не самые сейчас благополучные времена в отношении таких трат, так что приходится откладывать до лучших времен.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 19.08.2015 20:57
Елена, интересный пример. А то всё-таки статистика это некое обобщение, а живые примеры хороши конкретикой.
Да, в текущей ситуации влезать в долги ради свадьбы стало более рискованно.
Ответить
Елена
0 # Елена 17.08.2015 11:12
У меня дочь недавно вышла замуж. Свадьбу не играли, скромно, но весело посидели дома. Я тоже считаю что деньги лучше потратить на отдых, съездив куда-нибудь, чем на большую свадьбу. Лично я не вижу большого смысла в таких торжествах, где собирается куча неизвестного мне народа.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 18.08.2015 00:02
Елена, мне в целом близок такой подход. :-)
Хотя некоторые рассматривают свадьбы и, увы, похороны как хорошую возможность поддерживать родственные связи.
Но главное по-моему - чтобы молодым было комфортно и запоминательно. В этом плане свадебное путешествие кажется мне более привлекательным , чем ресторан на 100 гостей, мало знакомых друг с другом.
Ответить
Ольга Мамина
0 # Ольга Мамина 10.08.2015 19:55
Интересный анализ, Дмитрий. Я вот заметила по своему сайту снижение интереса к оригинальным поздравлением к другим праздникам. А вот свадебная тема как раз выручает ;-) ...
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 17.08.2015 23:54
Ольга, действительно интересная тенденция. И выручательная, с учетом того, что свадьбы проходят круглый год.
Мне кажется, что дело во многом в значимости и редкости свадеб в жизни многих людей: как раз хочется оригинальных поздравлений, развлечений и т.д.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 10.08.2015 16:48
Сейчас наблюдается очень интересная тенденция. Люди сходятся для совместной жизни без оформления брака. По-видимому, это тоже повлияло на количество свадеб.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 17.08.2015 23:46
Надежда, да, есть такая тенденция последние годы. ;-)
Интересно, что на решение о заключении брака в определенной степени влияют и экономические соображения (выплата пособий, налоги и т.п.).
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 18.08.2015 22:37
Есть и такое. некоторые люди пытаются выиграть везде, где только можно. Или же может быть другое , например, желание уйти от ответственности :zzz
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 19.08.2015 21:09
Да, разных причин хватает. Также как и для изменения количества разводов.
Кстати, у Сэлинджера в "Выше стропила, плотники" хорошо показано, насколько по-разному воспринимается вступление в брак людьми разного уровня духовного развития. :roll:
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 22.08.2015 19:57
Это произведение я не читала. Но вот сегодня наткнулась в книге Тинькова на интересную мысль. Оказывается, он вообще не ведет дела с бизнесменами, которые не женаты. Ибо считает, что семья обязательно нужна для баланса.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 22.08.2015 23:09
Да уж, подход нестандартный :-)
Мне кажется, что рассматривать женатость бизнес-партнера как один из факторов это нормально, но как абсолютный - это уже перебор.
У многих толковых и порядочных людей случаются разводы, а потом новые браки. Странно было бы на такой период прекращать с ними отношения. :lol:
Ответить
Ирина
0 # Ирина 09.08.2015 14:02
У молодоженов стали скромнее запросы в связи с последними экономическими кризисами. Лучше потратить свободные деньги на обустройство быта или путешествие)
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 09.08.2015 16:58
Ирина, в целом да, запросы стали скромнее, но у некоторых групп молодежи наоборот за эти достаточно благополучные годы сформировались завышенные запросы.
И потом многие по-прежнему следуют традиционным представлениям о том, как нужно справлять свадьбу. :-)
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 09.08.2015 12:12
Только вчера ездили по городу, и я заметила, что немало свадеб попалось на пути, давно не видела их по несколько штук за раз ))) Хотя согласна, конечно, столько денег сейчас нужно на свадьбу, многие наверняка откладывают это дело.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 09.08.2015 16:53
Елена, да, и то, и другое верно. Август - самый многосвадебный месяц в России. :-)
Интересно, что получится по результату года. На графике я дал прогнозную цифру, исходя из результатов первого полугодия.
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 25.08.2015 10:22
Да, август хорошее время для свадьбы, неудивительно, что многие его выбирают. И да, интересно следить за тенденцией, когда делаешь какие-то прогнозы )))
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 26.08.2015 21:08
Да, это интересно, смотреть, сбудется ли твой прогноз, как в детскую игру играешь. ;-)
Но здесь все просто - просто пропорция взята на весь год такая же как в первом полугодии.
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 28.08.2015 12:37
Можно было бы еще интуицию подключить ))) Или просто скидку на этот год сделать - говорят, в этом году совсем плохо дела у всех идут...
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 28.08.2015 23:52
Да уж, год какой-то сомнительный. Может, следующий будет получше...
Ответить