Книги, изменившие нашу жизнь

Великолепная Скарлетт О'ХараАвтор: Дмитрий Сироткин

Решил написать о книгах, оказавших и продолжающих оказывать серьезное влияние на нас и на нашу жизнь.

Такие книги можно разделить на две группы:

  • Влияющие на многих людей или целые поколения
  • Влияющие персонально на нас

Яркий пример книги, повлиявшей на целое поколение - "Страдания молодого Вертера" Иоганна Вольфганга фон Гёте. После прочтения этой книги в Германии прошла череда самоубийств молодых людей, последовавших примеру Вертера. Не обошлось без обвинений писателя в гибели этих людей, но об этом немного позже. (кстати, цитаты Гёте)

В то же время романы Чарльза Диккенса, которые порождали у читателей глубокое сочувствие к неоправданным страданиям бедных людей, послужили мощным стимулом к изменению социальной политики и развитию благотворительности в Англии (эта тема также была ключевой в российской литературе 19-го века, но последствия у нас оказались другими: моральное обоснование большевистской революции в большей степени, чем развитие благотворительности в стране).

В нашей недавней истории примером такого изменяющего влияния стал роман "Унесённые ветром" Маргарет Митчелл: тысячи постсоветских женщин, вдохновленные несгибаемой борьбой Скарлетт О'Хары за достойную жизнь, решительно вступили на неизвестный и опасный путь предпринимательства (подробнее о составе и численности предпринимателей в России).

Общим для таких изменяющих нас книг наверное является то, что автор создаёт убедительный и вдохновляющий образ того, как можно жить по-другому. И изменившись под влиянием такой книги, люди изменяют и жизнь вокруг себя. По-моему, в целом это очень правильный, органичный путь социальных изменений. Кстати, главной книгой, изменившей мир, является Библия.

Есть ли у нас такие же изменяющие нашу жизнь книги сейчас? Я таких не знаю. Продолжается сильное влияние на подрастающее поколение "Гарри Поттера" Джоан Роулинг. И я считаю, что это позитивное влияние, помимо прочего способствующее неприятию тоталитаризма и фашизма, как и в случае с "Властелином колец" Дж.Р.Р. Толкина (кстати, по теме: Мераб Мамардашвили о фашизме).

А возвращаясь к вопросу об ответственности Гёте за смерть своих молодых читателей, хочу привести мнение поэта Марины Цветаевой, изложенное ею в "Искусстве при свете совести": «Один прочел Вертера и стреляется, другой прочел Вертера и, потому что Вертер стреляется, решает жить. … Виновен ли Гёте во всех последовавших смертях? Он, на глубокой и прекрасной старости своих лет, сам ответил: нет. Иначе бы мы и слова сказать не смели, ибо кто может учесть действие данного слова?... Больше скажу: подсуден и осужден Гёте, как художник, был бы в случае умерщвления в себе Вертера в целях сохранения человеческих жизней… Виновен художник только в двух случаях: отказа от вещи и в создании вещи нехудожественной». (кстати, цитаты Цветаевой)

В случае же немассового, персонального воздействия книги оно может быть глубже и сильнее, но вряд ли обернется заметными социальными изменениями. Например, как я писал в статье о выборе книги для чтения, для поддержания внутренней гармонии я перечитываю время от времени "Фрэнни и Зуи" Джерома Дэвида Сэлинджера (кстати, подготовил небольшую статью о ценности их опыта в предолении экзистенциального кризиса). Так же как в большей степени мне самому, нежели моим детям нужно иногда перечитать "Винни-Пуха" Алана Милна.

Вряд ли мы сможем хорошо понять, почему основатель Microsoft Билл Гейтс возит с собой повсюду и при случае перечитывает «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, а нынешний министр культуры России Владимир Мединский с детства проникся «Книгой будущих командиров». Но немного лучше понять этих людей такие факты помогают.

В целом же наверное не так важно, какие именно книги оказывают на каждого из нас такое изменяющее воздействие, они у каждого свои; главное, чтобы такие книги у нас были. И чтобы мы задумывались о том, как изменить свою жизнь к лучшему.

А важны ли для вас книги, изменяющие жизнь?

 

Мне приятно, что на блоге Буридо регулярно появляются материалы, связанные с книгами и литературой. Так, сейчас идет публикация авторских фразеологизмов, например - крылатых выражений Грибоедова.

 

А если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться ссылкой на нее с друзьями в социальной сети, то ведь я только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Подписаться на новые статьи

Добавить комментарий


Комментарии   

Vadar
+1 # Vadar 04.08.2015 21:30
А в последнее время больше религиозные книги читаю!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 05.08.2015 22:12
Vadar, это говорит о большой роли духовного начала в вашей жизни. Рад за Вас. :-)
Ответить
Вячеслав Балашов
0 # Вячеслав Балашов 02.08.2015 11:26
Вот уже полтора десятка лет настольными книгами являются "Антология дзен" и "Золотой век дзен", но прочитав статью захотелось посмотреть фильм "Над пропастью во ржи". Тем более, что я про него слышал уже давно. Книгу пока не буду пробовать читать - не хватает времени, а вот фильм думаю стоит посмотреть.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 02.08.2015 11:59
Вячеслав, у Вас очень стоящие настольные книги.
А по поводу фильма я сильно сомневаюсь, что он есть, поскольку Сэлинджер известен еще и тем, что запретил экранизировать свои произведения. К большому разочарованию известных режиссеров. :sad:
Ответить
Андрей Гончаров
0 # Андрей Гончаров 01.08.2015 17:20
Понравилось высказывание Цветаевой.
У меня поначалу своей блогерской деятельности были разные мысли по поводу того, что я пишу. Но я понял, что каждый читатель найдет своего писаря, и наоборот.
Никто не прочитает того, что ему не надо знать, а если прочтет , то просто не поймет.
Вопрос в конце риторический я так понимаю)
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 01.08.2015 19:22
Андрей, наверное это слишком оптимистический взгляд на воздействие писательства на читателей. У той же Цветаевой оно характеризовало сь как дело не христианское, связанное с общением с самыми разными стихиями. И как раз если это полноценное писательство.
А вопрос в конце совсем не риторический, ведь некоторые вообще не любят читать книги, а некоторые не любят реальных изменений в своей жизни. :sigh:
Ответить
Андрей Гончаров
0 # Андрей Гончаров 01.08.2015 20:20
Я бы даже сказал Все боятся изменений в своей жизни. Но некоторые несмотря на это пробуют и идут вперед.
А христианство - это набор правил (догм), так что меня не пугает поступать не по "христиански".
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 02.08.2015 11:54
Андрей, я не христианин, но считаю, что христианство это больше, чем набор догм, в том или ином виде это почти всё самое существенное, что есть в нашей культуре. По-моему, это не хорошо и не плохо, это типа факт. :-)
Ответить
Лариса
0 # Лариса 29.07.2015 13:43
А я сейчас детям книги читаю перед сном, что-то освежаю в памяти, а что-то - даже первый раз. Надеюсь, что когда-нибудь появится время перечитать побольше классики. Сейчас только аудиокниги иногда слушаю...
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 29.07.2015 20:59
Лариса, это мне знакомо :-) Мне обычно тоже вечером времени хватает почитать только ребенку. Но мне это нравится.
Но и хорошие взрослые книги, классику тоже понемногу успеваю читать.
Ответить
Irina
0 # Irina 27.07.2015 10:13
Практически все из перечисленного читала. Но я почему-то не люблю перечитывать, хотя понимаю, что некоторые вещи нужно. С удовольствием бы перечитала Селенджера.
Сейчас увлеклась другой литературой. Связанной с сохранением здоровья, как психического, так и физического. Еще нравится читать книги Вадима Зеланда.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 27.07.2015 21:53
Ирина, это здорово, что Вы серьёзно занимаетесь саморазвитием в области физического и психического здоровья. Обычно это открывает перед нами новые горизонты.
Я же стараюсь балансировать художественную и нехудожественну ю литературу, хотя порой разбрасывают в своих интересах.
Ответить
Елена Картавцева
0 # Елена Картавцева 25.07.2015 22:26
Никогда не рассматривала книги, как аспект, который мог повлиять на мою жизнь.С удовольствием перечитываю старые книги русских классиков, например, Бунина и Чехова.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 25.07.2015 23:48
Елена, чаще такое сильное влияние книги оказывают в молодости, но бывает и взрослого человека в период внутренних или внешних изменений подтолкнет, как те же Унесённые ветром - к предприниматель ству. :-)
Ответить
Ольга Мамина
0 # Ольга Мамина 24.07.2015 07:28
Я уже не раз убеждалась в том, что одна и та же информация, попадая к разным людям, оказывает совершенно разный эффект и воздействие на людей. Вот мы с сестрой совершенно разные. То, что меня мотивирует к активным действиям, "заводит" в хорошем смысле слова, ее раздражает и угнетает. Так и книги на нас действуют — на всех по-разному.
Мне, например, нравятся такие книги как Подсознание может все" Джона Кехо, "Трансерфинг реальности" Зеланда, "Думай и богатей" Наполеона Хилла. Эти книги помогают изменить парадигму, мешающую двигаться, развиваться.
Но наверняка найдутся люди, которые скажут что эти книги "не о чем" :-) .
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.07.2015 09:48
Да, Ольга, так оно и есть. У всех разные приоритеты и вкусы. И это хорошо, потому что в итоге почти для любой книги находится свой читатель. :-)
И во многом поэтому так редко появляются книги, которым удаётся зацепить целое поколение.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 28.07.2015 22:10
Здесь, вероятно, вина не писателей, а времени и самого поколения. Раньше люди получал более-менее одинаковое образование. Но опять же были разные социальные слои.

А теперь это расслоение проявляется на уровне самого поколения.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 29.07.2015 23:08
Надежда, согласен, теперь намного труднее написать книгу, которая будет интересна для всего поколения.
Не уверен, что тут состоит говорить о чьей-либо вине, хотя книг-событий хотелось бы побольше, конечно. :roll:
Ответить
Миры Марии Терновой
0 # Миры Марии Терновой 23.07.2015 14:52
Боюсь, что сейчас нет таких вот вдохновляющих книг, и это очень печально. Современная молодёжь вообще практически не читает. Разве что комментарии в соцсетях.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.07.2015 00:12
Мария, в этих вопросах я более оптимистичен: и книги вдохновляющие появляются, только они ещё не стали признанной классикой, и молодежь современная немало читает (если вспомнить мой школьный класс, то любителей чтения там было не так то и много, и тогда тоже говорили, что молодежь перестала читать книги ;-) ).
Хотя конечно компьютерные игры и видео - серьёзная альтернатива книгам для ребят.
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 22.07.2015 13:06
Я как раз перечитываю "Унесенных ветром" ))) Что ни говори, хорошая книга, хотя все же по-разному можно ее оценивать и мое личное отношение к ней менялось несколько раз за жизнь.
А вдохновляющие книги все-таки есть и сейчас, например, "Путь художника" Джулии Кэмерон.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 23.07.2015 22:16
А вот мотивирующими, на мой взгляд, являются те книги, что переворачивают сознание. Например, "Богатый папа, бедный папа" Кийосаки. Наверное, каждый из нас может вспомнить какую-то свою книгу.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.07.2015 00:23
Надежда, кстати, в молодости на меня заметное влияние оказали книги Карлоса Кастанеды. Сейчас вспомнил и ностальгически захотелось перечитать хотя бы одну. :-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 27.07.2015 15:48
Первые его книги на меня тоже сильно подействовали. Но потом пошло рекламное раскручивание.. . Теперь меня на них не тянет.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 28.07.2015 20:47
Понятно. Но мне кажется, что сейчас Кастанеда уже активно не раскручивается.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 28.07.2015 22:06
Это судьба любого автора. Особенно, если он уже не пишет. А Кастанеда ушел из жизни еще в 1998 году. Тем не менее есть ярые его сторонники.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 29.07.2015 23:10
Перечел бы что-нибудь из Кастанеды с удовольствием, а вот от ярых сторонников предпочёл бы остаться в стороне. :-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 23.07.2015 22:13
бы не назвала "Путь художника" мотивирующей книгой. Более точно - это книга-путеводит ель. Она помогает человеку вырабатывать определенные привычки.
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 24.07.2015 14:18
А для меня она была именно мотивирующей и на многое меня вдохновила )))
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 22.07.2015 22:21
Мне бы наверное тоже стоило перечитать "Унесённых ветром", думаю, что в молодости я воспринял эту вещь несколько поверхностно-кр итично.
А за рекомендацию спасибо, постараюсь добраться. :-)
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 24.07.2015 14:17
Рекомедации, надеюсь, пригодятся, а вот Унесенных ветром, думаю, и сейчас можно воспринимать точно так же ))) По крайней мере я сейчас гораздо критичнее отношусь к Скарлетт, чем в юности )))
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.07.2015 20:40
Как ни странно, после такой вашей оценки мне даже больше захотелось её перечитать. Чтобы составить своё собственное мнение. :-)
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 28.07.2015 14:12
Ну да, понимаю, знакомое чувство ))) Меня порой тоже именно чье-то мнение подталкивает к тому, чтобы что-то перечитать или пересмотреть )))
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 28.07.2015 20:51
Да, и к тому же это было бы по-своему удивительно, если бы моё впечатление от этой книги сейчас полностью совпало с ним тогда, много лет назад. ;-)
Это оказалось бы интересным опытом.
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 31.07.2015 20:03
Да, такое и правда было бы интересно )))
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 22.07.2015 00:07
Я в последнее время зачитывалась Ремарком. Все-таки хорошие книги обладают неким притяжением. А еще я сейчас сбросила последние "розовые очки" и поняла, что жестокость мира была всегда ему присуща.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 22.07.2015 10:01
Я тоже время от времени перечитываю Ремарка. И дети мои его любят. Но много подряд читать его по-моему не стоит, втягиваешься в некий жизненный пессимизм.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 23.07.2015 22:19
Я бы не сказала, что его книги окрашены пессимизмом. Напротив, его герои пытаются выжить в самых тяжелых ситуациях. Они ищут способы для выживания, а не сводят счеты с жизнью, как Вертер Гете.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.07.2015 00:28
Конечно, у него есть разные вещи, но "На западном фронте без перемен" для меня одна из наиболее пессимистичных книг, пусть и с сильным антивоенным воздействием.
И по-моему для гуманистов пессимизм был вполне здоровой реакцией на 1-ю и 2-ю мировые войны.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 27.07.2015 15:55
Это опять же пример, подобен опусу Гете. Кстати, одна из первых книг Ремарка. Мне больше нравятся его произведения о немецких иммигрантах. Сейчас я прочитала две его книги: "Земля обетованная" и "Возлюби ближнего своего". Кстати, первая из них считается самым сильным его произведением (и незаконченным, к сожалению).
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 29.07.2015 23:14
А я, пожалуй, с наибольшим удовольствием перечитал бы сейчас "Трёх товарищей".
Ответить
land_driver
0 # land_driver 20.07.2015 10:55
Меня в детстве потрясла книга "Два капитана". В принципе, много было и других книг, сейчас - не знаю, видимо, читаю гораздо меньше
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 22.07.2015 09:58
Я тоже с удовольствием прочитал в детстве "Два капитана". В детстве вообще намного больше книг оказывало яркое воздействие. На меня по крайней мере. :-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 18.07.2015 20:14
Я бы не сказала, что "Гарри Поттер" относится к книгам, что изменяют жизнь. Просто многие хотят чуда, которое как-то облегчило бы им жизнь. Чуда такого, к сожалению (или счастью), нет.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 19.07.2015 11:34
Я сам не вполне понимаю, что именно оказывает на молодежь такое влияние в Гарри Поттере, но знаю случаи, когда это влияние весьма значительно.
Думаю, что в первую очередь дело тут не в тяге к чуду, а в притягательност и преодоления внутренних и внешних ограничений, и личностного роста подростка. :-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 22.07.2015 00:04
Ничего не могу сказать по этому поводу. Я, конечно, перечитала его всего (как и фильмы пересмотрела). Но воспринимаю это произведение только на уровне сказки.

А вот, к примеру, "Правила волшебника" - это уже глубокая эзотерическая литература. Она, действительно, учит.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 22.07.2015 09:54
Наверное мы не целевая аудитория для этой книги. Было бы здорово, если бы кто-нибудь из молодёжи написал здесь, как воздействует и что изменяет в представлениях Гарри Поттер. ;-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 18.07.2015 20:11
А вот "Унесённые ветром" мне очень понравился. С большим удовольствием познакомилась с этой книгой. Кстати, моя дочь (это уже другое поколение) тоже с удовольствием ее прочитала.

Потому что этот сюжет так же актуален и для нас. Если ты чего хочешь в жизни, то создавай это сам. Я бы эту книгу рекомендовала сейчас прочитать каждому.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 19.07.2015 11:23
Согласен, Надежда, такие книги как "Унесённые ветром" сформировали лучшие и сильные черты американской нации. И как раз те, которые у нас в целом традиционно западали (предприимчивос ть, ответственность за свою жизнь, личная и финансовая независимость, прагматизм).
Не удивляюсь, что эта вещь понравилась вашей дочери, но вот сыновья обычно не склонны её читать как женскую литературу. :-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 22.07.2015 00:01
Мне кажется. что эта книга как раз очень подходит для наших современников. Ибо мы сейчас попали в ситуацию, когда каждый сам должен бороться за свою лучшую жизнь.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 22.07.2015 09:51
Это так. Но у нас власти последние годы так упорно вдалбливали в головы людей мысль, что государство обо всех позаботится само, что возвращаться к простой идее, что именно ты сам, а не государство, ответственен за свою жизнь и своё благополучие для многих стало психологически трудно. :roll:
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 23.07.2015 22:22
Да, это самое тяжелое наследие. Сейчас вот читаю "Факультет ненужных вещей" Юрия Домбровского. Это события 1937 года. Время. когда по мозгам людей прошел настоящий каток.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.07.2015 00:31
Встречал упоминания об этой книге, но саму её не читал. Рекомендуете?
Ответить
Надежда Введенская
+1 # Надежда Введенская 27.07.2015 16:01
Буквально вчера столкнулась с еще более сильной книгой на эту тему - Евгения Гинзбург "Крутой маршрут". Тот же 1937 год, но все события переданы более глубоко, ведь автор 18 лет провела в тюрьмах и ссылке. И описывает она все это "изнутри".

Мне кажется, что такие книги надо читать. Ибо все это истоки шего общества.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 29.07.2015 23:17
Согласен, нужно читать такие книги. Хотя сейчас я бы не взялся за эту книгу, не тот настрой.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 18.07.2015 20:08
"Страдания молодого Вертера" я не читала. Поэтому ничего не могу сказать, отчего самоубийства такс связывают с этой книгой. Но уверена, что Гете не думал, что его книга так подействует на кого-то.
Может, поколение тогда было такое. Ведь Анна Каренина тоже покончила с собой из-за любви.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 19.07.2015 11:14
Безусловно, верным такой выход из сложной жизненной ситуации для молодёжи не назовешь, но тем не менее конкретный вариант был показан, и показан убедительно. Опять же, как пишет Цветаева, одни прочитали Вертера и пошли по его пути, а другие прочитали Вертера и решили, что нужно идти по пути жизни и самопреодоления . Решение никак не было предопределено.
Ответить