Кризис и мы

Мы долго не хотели замечать этого дорожного знака "Кризис"Автор: Дмитрий Сироткин

Чего нам ждать от разрастающегося кризиса? Как к нему относиться?

Я постарался свести здесь ключевые идеи и факты, которые вычитал в статьях экспертов, и сделать полезные для жизни обычного человека выводы.

Контуры нынешнего кризиса

Причины кризиса

Тяжесть нынешнего кризиса обусловлена совместным действием ряда причин:

  • Снижение потенциала экономической модели страны: с 2012 года ВВП устойчиво снижался, несмотря на высокий уровень цен на нефть, инвестиции в экономику падали, а вывоз капитала из страны рос. В кризис экономика вошла в предкризисном состоянии.
  • Резкое и, похоже, долгосрочное падение цен на нефть: мы, как и ОПЕК, оказались не готовы к влиянию сланцевой революции в США на соотношение спроса и предложения нефти в мире. Оно вызвало сильную девальвацию рубля и всплеск инфляции.
  • Санкции ряда стран против России в связи с событиями в Украине: наибольшее влияние оказали ограничения финансирования ключевых банков и компаний, в дальнейшем усилится влияние технологических ограничений (для нефтегазохимии, ВПК и др.). Ответные санкции РФ (запрет импорта продовольствия из ряда стран) спровоцировали усиление роста цен на продовольствие в стране. Пока что большинство экспертов, включая Центробанк РФ, сходятся на том, что санкции в 2015 году отменены не будут.

Длительность и глубина кризиса

Большинство экспертов прогнозирует, что кризис окажется затяжным, но без глубоких падений (снижение ВВП от 3% и ниже в 2015 году). В отличие от быстротечного, но глубокого кризиса 2008-09 годов (снижение ВВП – 8%). Трудно прогнозировать, затянется ли он на пару лет или надолго, так как это во многом зависит от двух политических вопросов:

  1. Нормализация ситуации вокруг Украины (снятие санкций и возвращение в страну зарубежных инвесторов)
  2. Существенное улучшение условий ведения бизнеса в стране (защита прав частной собственности, снижение уровня коррупции и др.).

Но определенности с этими вопросами пока что нет.

Инфляция и кредиты

В этот кризис власти оказались в трудноразрешимой ситуации:

  • Для сдерживания инфляции (уже превысила 16% в годовом исчислении) центробанку нужно поддерживать достаточно высокую ключевую ставку (сейчас 15%), на основании которой банки формируют ставки по кредитам.
  • Для поддержания нормального функционирования экономики ключевую ставку следует существенно понизить, потому что в итоге ставки банковских кредитов от 20% и выше для большинства отраслей и компаний слишком высоки, с учётом невысокого уровня рентабельности. Да и для многих людей - тоже, с учётом снижения реальных доходов.

Получается, что что ни делай со ставкой, это приведёт к улучшению в одном и к ухудшению в другом. Такой вот неустойчивый баланс. Власти надеются, что через некоторое время рост цен уменьшится, и тогда можно будет снизить и ключевую ставку. Но пока ...

Антикризисные меры

Подготовка антикризисной программы Правительства затянулась, но недавно её приняли. Как и в прошлый кризис, основной объём господдержки предоставляется крупным банкам, обеспечивающим устойчивость экономики. Можно предполагать также, что как и в прошлый раз, поддержка будет оказываться в основном в ручном режиме, по мере возникновения критических ситуаций у крупных предприятий и банков.

Параллельно идёт обратный процесс, тоже антикризисный - урезание госбюджета на 2015 год на 10% и более. Не планируется урезать увеличенные на 2015 год затраты на национальную безопасность. Тогда как затраты на социальную сферу предлагается урезать (программу "Материнский капитал", пенсии хорошо зарабатывающих пенсионеров и др.).

Варианты развития событий

Затяжная депрессия

Экономика так и будет достаточно долго колебаться в районе нуля, не находя достаточных стимулов для возобновления роста. Предпосылки: продолжение властями противоречивой экономической политики, медленный рост цен на нефть, сохранение напряженности в международных отношениях, неубедительное соотношение рисков и прибыльности ведения бизнеса в стране

Мобилизационная экономика

Огосударствление экономики усиливается - частный бизнес еще сокращается, все больше ресурсов тратится на усиление национальной безопасности, импорт минимизируется до предела, социальные расходы сокращаются, уровень жизни снижается, усиливается "закручивание гаек". Предпосылки: усиление международной конфронтации, рост дефицита госбюджета, потребность в образе врага для сплочения масс.

Развитие частного бизнеса

Власти создают действенные стимулы для инвестиций и развития бизнеса. Растёт экономика, растут доходы людей и доходы бюджета, капиталы возвращаются в страну. Предпосылки: принятие политических решений по улучшению условий ведения бизнеса, введение экономических стимулов для инвестиций и развития бизнеса, ускорение госпрограммы приватизации, нормализация международных отношений.

На текущий момент, с учётом имеющихся ограничений и приоритетов, базовым вариантом кажется затяжная депрессия. Хотя при определенных условиях (например, быстрое восстановление цен на нефть или быстрая нормализация ситуации вокруг Украины), депрессия может оказаться и не такой затяжной.

Основные следствия для нашей жизни

  • Следует внутренне быть готовыми к затяжному кризису. Здорово будет, если все нормализуется достаточно быстро, но до сих пор мы в основном недооценивали приближающиеся проблемы. Это касается и оптимизации уровня расходов, и в целом планирования своих действий.
  • Стоит больше рассчитывать на себя, чем на социальную помощь властей. Социальные обязательства властей уже постепенно сокращаются. Приоритетом скорее всего будет выборочное поддержание социальной стабильности в испытывающих проблемы регионах и крупных предприятиях, но не задача реально помочь каждому пострадавшему от кризиса.
  • Придерживаться экономического прагматизма и в целом здорового критического мышления. Бережно относимся к источникам своих доходов. Гибкость, готовность к переговорам с работодателем или партнерами при четком понимании границ этой гибкости. Желательно заранее прорабатывать запасные варианты работы. Иногда неплохо заранее подготовиться и к самостоятельному ведению бизнеса в интернете. Воздерживаемся от эмоциональных решений и не ведёмся на сомнительные посулы (рекламные, политические и т.д.).
  • Поддерживаем стайерскую позитивную установку (в итоге все будет хорошо), но избегаем искушения использовать её для того, чтобы не обращать внимания на реальные проблемы и необходимость их решать. Кстати, позднее я подготовил материал Кризис и счастье, в котором рассматриваются результаты социологического исследования.

И ещё о паре вопросов немного подробнее:

Привлекательные и проблемные для работы отрасли

Если вы раздумываете, на какой работе лучше пережить кризис, то пока по крупному складывается такая картина:

Привлекательные для работы отрасли
  • ВПК (гособоронзаказ обеспечен на годы вперёд)
  • Экспортно ориентированные (нефть и газ, металлы, удобрения и др.) - в условиях девальвации рубля у них в целом все будет хорошо
  • Пищевая промышленность - традиционно стабильна в кризис
  • Фармацевтика - также обычно имеет стабильный спрос на свою продукцию
  • Зарубежные компании (правда, это тип компаний, а не отрасль) - не у всех из них ситуация хорошая (например, в автопроме), но зато в случае увольнения обычно выплачивается от3-х до 6-и месячных окладов и найти новое место работы легче
Проблемные для работы отрасли
  • Строительство и стройматериалы, недвижимость
  • Автопром
  • Выездной туризм
  • Импортеры (торговые компании)
  • Банки и финансовые компании
  • Транспортно-логистические компании
  • СМИ

Для тех, кто ведёт бизнес в интернете, в целом ситуация ожидается стабильной. При этом лучше ориентироваться на традиционные источники дохода (реклама, партнерки и др.), нежели на стартапы с нестандартными идеями: спрос на интересные "фишки" (услуги и продукты) скорее всего будет сокращаться, да и найти инвесторов становится все сложнее.

Сохранение средств

Не берусь советовать, каким конкретно образом сейчас лучше сохранять свои сбережения. Но есть несколько соображений:

  1. Ликвидность важнее прибыльности: в кризис средства могут потребоваться срочно и неожиданно, а превратить какой-либо актив в деньги (квартира, машина и т.д.) может оказаться непросто или невыгодно.
  2. Надёжность важнее прибыльности: в кризис активизируются создатели всевозможных вариантов привлечения наших денег, особенно - "пирамид" и мошеннических схем (впрочем, и вполне известные компании тоже порой начинают играть на грани фола).
  3. Инвестиции в развитие (своего бизнеса, профессиональное и др.) считаются перспективными в период кризиса, но оценка их эффективности должна быть особенно тщательной и беспристрастной.

Наконец, в кризис важно сохранить живые, человеческие отношения с близкими и друзьями, не сужать личностные горизонты, не втянуться в негативизм или депрессию (кстати, о живом и мертвом). 

И да сделает нас кризис сильнее! ))

 

Вы можете прочитать также материал Свадьбы и кризисы о влиянии кризисов, и прежде всего текущего кризиса, на количество свадеб и интерес к свадебной теме в интернете.

Надеюсь на интересное обсуждение. Жду ваших комментариев. Однако сразу хочу предупредить, что буду удалять высказывания за или против тех или иных политических сил или по конфликтным политическим темам. 

Подписаться на новые статьи

Добавить комментарий


Комментарии   

АндрейГончаров
0 # АндрейГончаров 04.05.2015 12:41
Нет никакого кризиса. Там где война или стихийное бедствие, там да. остальное надумано.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 12.05.2015 00:27
Андрей, кризисы бывают разные. И затяжные вроде бы и не такие уж кризисы, но они возможно опаснее резких, катастрофически х кризисов. Так как из них труднее выбраться.
Ответить
Анатолий
0 # Анатолий 14.03.2015 13:01
Кризис у каждого в голове! У счастливых людей нет кризиса и паники!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 14.03.2015 19:09
Анатолий, и все-таки кризис в России, а в голове - то или иное его отражение, в том числе - что его нет.
Конечно, кому-то в кризис даже лучше, например, агентствам по вышибанию долгов.
Хотя если Вы сейчас счастливы, то это здорово :-)
Ответить
Светлана
0 # Светлана 12.03.2015 08:31
Мне нравится отношение к кризису позитивное - когда он является не поводом для тревог, а поводом для поиска новых решений и идей. Именно так стараюсь думать об этом явлении. Потому оценила последние абзацы текста!
Не могу не отметить также, что в статье автор "разобрал по косточкам" кризис. ЗдОрово!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 12.03.2015 09:25
Согласен, Светлана, в кризис нужно искать новые идеи и решения.
Кстати, одна из таких идей - экспорт. На самом деле это не прерогатива сырьевых и прочих компаний. Имеется достаточно широкий спектр фрилансерских услуг.
А мой знакомый психолог консультирует по скайпу людей из разных стран, на английском языке. :-)
Ответить
Anya
0 # Anya 07.03.2015 16:19
А мы решили переехать в свой дом, подсчитав сколько мы тратим на жкх живя в квартире и элементарно на картошку, которую можно вырастить самому. Экономия выходит около 100 тыс в год.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 07.03.2015 19:36
Аня, похоже, это вполне здравое решение. Если недалеко от своего дома на работу ездить.
Да и в кризис 90-х годов некоторые за счет переезда в деревню жили неплохо (свои овощи, мясо и т.д.).
Но совсем не все готовы к такому варианту ;-)
Ответить
Алиса Алексеева
0 # Алиса Алексеева 05.03.2015 20:11
Довольно оптимистичный прогноз и я надеюсь для России он оправдается! Тем более, что кризисы случаются с завидной регулярностью.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 07.03.2015 19:31
Алиса, не ожидал, что кому-то этот прогноз покажется оптимистичным ;-) Но и правда, смотря откуда смотреть.
Но в целом оптимизма у людей по сравнению с прошлым годом поубавилось.
Ответить
Vadar
0 # Vadar 02.03.2015 21:44
Прежде всего я рассчитываю на самого себя в эти трудные минуты! Но и наше государство (я про свое государство) ещё не подводило нас!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 04.03.2015 01:11
Vadar, и то, и другое хорошо :-)
У нас оно нас подводило, в частности на деньги. Но зато полезный опыт, лучше представляешь, чего можно ждать при неблагоприятном развитии событий.
Ответить
Ольга Мамина
0 # Ольга Мамина 01.03.2015 21:37
А я на государство как-то никогда и не рассчитывала. У меня уже довольно давно сложилось понимание того, что нужно стремиться создавать источники пассивного дохода, которые будут приносить деньги без моего участия или с минимальным моим участием.
И интернет нам дает такие возможности. Нужно их изучать и применять. В оффлайне такие тоже существуют. Вот Вы, Дмитрий, упомянули недвижимость как проблемную отрасль, а многие сейчас на недвижимости неплохо зарабатывают. Конечно, для этого нужны специальные знания. Но тут, как вы также упомянули, нужно с умом вкладывать средства в получение полезных знаний, которые можно применять даже в кризисное время. К этому и будем стремиться :-) .
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 02.03.2015 20:35
Конечно, Ольга, лучше всего практически не зависеть от государства. И заработок в интернете пока почти не зарегулирован. ;-)
А с недвижимостью ситуация примерно такая, как я понимаю: в коммерческой недвижимости уже серьезный спад, а в жилой недвижимости ожидаются проблемы в 2015 году, но наверное в разных сегментах рынка и в разных регионах ситуация будет различаться.
К сожалению, у представителей отрасли обычно есть понятный интерес более оптимистично оценивать ситуацию, так что разобраться, что есть, а тем более - будет на самом деле довольно трудно.
Ответить
Галина Жолдош
0 # Галина Жолдош 01.03.2015 19:33
Вот с чем в первую очередь согласна, так это "рассчитывать на свои силы и не полагаться на социальную помощь государства". В любом кризисе нужно быть гибким.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 01.03.2015 21:11
Да, Галина, но думаю, что для многих сейчас это психологически трудная задача - последние годы людей убеждали, что государство берет на себя все заботы об улучшении их жизни. И тут вдруг эти социальные обязательства становятся шаткими. А на щелчок пальцев предпринимателя ми не становятся. :roll:
Ответить
Лариса
0 # Лариса 28.02.2015 11:03
Мне кажется, наш народ ничего хорошего уже и не ждет. Из кризисов выходим не благодаря действиям правительства, а вопреки...
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 28.02.2015 14:15
Согласен, люди уже вроде бы хорошего не ждут. Но судя по результатам социологических опросов, доверие к властям и их способности что-то сделать с кризисом снизилось, но еще достаточно высоко. :roll:
Ответить
Ольга Черныш
0 # Ольга Черныш 26.02.2015 20:55
кризисы вечны. Пока живем, они будут.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 28.02.2015 12:20
Ольга, конечно, это как стихийные бедствия - иногда они случаются.
Но печалит то, что этот кризис вполне мог бы быть намного менее тяжелым. Как сказал в одном интервью министр экономического развития Улюкаев, к сожалению,мы во многом подготовили этот кризис сами (воспроизвожу по памяти). :-|
Ответить
Елена Картавцева
0 # Елена Картавцева 24.02.2015 23:31
Дмитрий, за свою жизнь я пережила уже не один кризис, так что и этот переживу! :lol:
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 25.02.2015 20:35
Елена, приятно слышать и такой бодрый ответ кризису :-)
Думаю, что конечно переживем, вопрос только в том, с какими потерями и издержками. Не хотелось бы жить совсем впритык.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 24.02.2015 22:09
А вот теперь я еще с "жалобой" к вам. Зачем вы ввели ограничение на время добавление второго комментария? Честно говоря, не хочется терять время и ждать, пока истечет ... секунд.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.02.2015 22:42
Надежда, жалобу понял. Извините за неудобство. Честно, специально ничего не менял в настройках. Да и сам сейчас отвечаю на комментарии - вроде бы никаких задержек нет.
Посоветуюсь с Георгием, в чем тут проблема.
Ответить
Ольга Черныш
0 # Ольга Черныш 24.02.2015 21:00
Мне очень с трудом верится, что на Украине все закончится.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 03.03.2015 00:47
Все всегда заканчивается. Это - мировой закон. И самая глубокая ночь бывает перед рассветом.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.02.2015 22:06
Ольга, согласен, что куда не посмотришь, везде пока есть сомнения. Но надеяться ведь надо. :roll:
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 24.02.2015 18:12
Все сложилось вместе, хотя, наверное, всегда так бывает. Возникают слабые места и вот он - очередной кризис. Было бы неплохо в самом деле, чтобы он был неглубоким и не слишком затянулся. Пересидим, что уж.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.02.2015 21:37
Да, Елена, этот кризис - очень интересное явление само по себе, вот только внутри кризиса местами бывает совсем невесело. Ну да ничего, пройдем и это ;-)
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 26.02.2015 13:38
Не весело, согласна. Но с другой стороны, если подумать, кризис это не самое страшное, что могло с нами случиться, особенно если учитывать происходящее в мире.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 12.03.2015 09:47
О да, это точно! В недавнем интервью известный бизнесмен Давид Якобашвили сказал, что будет счастье, если все ограничится материальными потерями, и что-то нервное добавил про постройку бункера 8)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 24.02.2015 22:08
Очень глубокий анализ вы провели, Дмитрий! Как ни странно, нынешнее время меня меньше пугает, чем период перестройки. Вот тогда мы не были готовы к трудностям. Но теперь уже закалены :lol:
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.02.2015 22:39
Надежда, спасибо, я старался. ;-)
Возможно, но в период перестройки и позже для людей открывалось столько возможностей. А сейчас настрой другой.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 03.03.2015 00:49
Вот смотрите - вы же сами сказали, что настрой другой. Но возможностей-то от этого не стало меньше? Просто люди пока не видят их.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 04.03.2015 01:15
Думаю, что все-таки и возможностей сейчас стало меньше. Многие возможности за прошедшие годы уже выявлены и реализованы. Хотя конечно и новые появляются. :-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 04.03.2015 17:21
Позвольте напомнить вам прекрасную историю-притчу на эту тему :-)

Простой эмигрант заработал свой первый миллион во времена Великой Депрессии в Америке. Когда же его спросили, мешала ли ему разруха, он ответил, что просто не знал языка, не читал газет и поэтому даже не знал, что в стране депрессия. Он ДЕЙСТВОВАЛ.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 04.03.2015 23:19
Какой ужас! Значит все-таки наше китайское будущее уже совсем рядом! :cry:
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 07.03.2015 00:44
Какое "китайское"? Это вы что, имеете ввиду пророчества про "желтую расу" :eek: ?
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 07.03.2015 19:51
Да я только о том, что работящие китайцы, не знающие русского языка (такие же эмигранты, как в вашей притче), могут глядишь за время кризиса развернуть предприниматель скую активность, и распространитьс я не только по Дальнему Востоку, но и по всей России. ;-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 24.02.2015 22:05
У китайцев самое страшное проклятие звучит так: "Чтоб тебе жить в эпоху перемен!" Добро пожаловать в эту эпоху!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 24.02.2015 22:23
Спасибо, Надежда, конечно, но приятнее, когда ты можешь выбирать, добро пожаловать или пройти мимо ;-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 03.03.2015 00:48
Есть очень интересное понятие - Фатум. Это как неотвратимость твоей судьбы. Если что прописано "выше", то выбирать не приходится ;-)
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 04.03.2015 01:20
Бывает и такое иногда. Но все-таки борющийся с роком герой убедительней, чем просто печально признающий, что фатум спустился. Хотя конец у них может быть одинаковым. ;-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 07.03.2015 00:46
Здесь я смотрю поглубже. Просто на Землю Души попадаю с разным программами. И есть такие, у которых жизненный путь четко прописан.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 07.03.2015 19:53
Возможно. Проблема в том, что нам это не дано знать.
Ответить