Живое и мертвое
Автор: Дмитрий Сироткин
Последнее время мне стало труднее оценивать происходящее и других людей. Можно долго рассуждать о кризисе, политике, стереотипах, но в практическом плане вопрос стоит так: на что опираться, чтобы меньше ошибаться.
Постепенно у меня выработался вот какой подход: оценивать события, людей, высказывания как "живое" или "мертвое".
"Мертвое" - это то, что выпадает из ткани естественной человеческой жизни, пытается навязать нам какие-либо привнесенные цели или оценки. Оно обычно тянет нас назад, в прошлое, которого уже нет. И ставит умозрительные идеи выше обычной человеческой жизни.
Например, в советское время таким "мертвым" событием обычно были торжественные собрания «по случаю» с добровольно-принудительным участием, на которых произносились торжественные речи. Причём считалось хорошим тоном, чтобы к реальной жизни эти речи имели как можно меньшее отношение. Забавно, но в обычной обстановке некоторые "толкатели речей" были вполне себе жизнелюбцами.
"Живое", в свою очередь, включает близкие, доверительные отношения, заботу о детях, рутинные, но милые хлопоты по дому, шутки, мечты и т.д. Это то, что поддерживает осмысленность и одушевленность нашей жизни.
Конечно, на практике всё не так однозначно. И порой трудно отличить "мертвое" от "живого". В природе проще: живая птичка поёт, а мёртвый камень тихо лежит, и их легко различить. В социальной же жизни "мертвое" старается казаться "живым", борется за место в нашей жизни. В результате оно превращает "живое" в "мертвое", наполненное смыслом в лишенное смысла и т.д.
В русской литературе примером такого противоречивого сочетания "живого" и "мертвого" является роман "Мертвые души" Н.В. Гоголя. Оно нашло отражение и в крылатых выражениях из Мертвых душ.
Например, всем наверное доводилось бывать в гостях, где всё всегда убрано и блестит, но как-то неуютно, холодно. И хозяйка тратит на уборку большую часть своего свободного времени не потому, что хочет создать обстановку комфорта и уюта для своей семьи, а потому что так положено или "а вдруг скажут, что у меня не убрано в квартире". Получается, что в жизни такой хозяйки почему-то не хватает чего-то более ценного и живого, ради чего она могла бы прервать круговорот безрадостной рутины или сделать рутину радостной. И она вносит «мертвое» в самое живое, что у нас есть – дом и семью.
Как же лучше различать "живое" и "мертвое"? Философ и культуролог Мераб Мамардашвили (кстати, о его понимании фашизма) обозначил такие два отличия живого от мертвого:
- живое может изменяться, становиться другим
- живое способно рождать новое
По-моему, также важный критерий "живого" - эстетический: насколько органично, естественно-красиво рассматриваемое поведение или событие. Недаром поэт Иосиф Бродский в своё время писал, что основная претензия к режиму носит у него эстетический характер.
Что мне дал такой подход:
- Стал лучше чувствовать себя частью дающего силы живого, а не просто отделенным от всех уникальным я
- Разглядел больше "живых людей" и вижу в них союзников, несмотря на непринципиальные различия (кстати, большинство блогеров как раз такие, они радуются жизни и развиваются)
- Стараюсь, чтобы "мертвое" занимало в моей жизни немного места и не воспринималось мной эмоционально как живое.
Возможно, некоторые читательницы удивятся: мол, а как иначе то может быть? Вот автор изобрел велосипед! Но я бы только обрадовался, если бы так случилось.
Интересно, как вы различаете близкое и чуждое себе? И близок ли вам описанный подход?
Кстати, позже на Буридо появился обзор фразеологизмов о жизни, смерти и рождении. А следом за ним - обзор Поэты о жизни, смерти и рождении и обзор Писатели о жизни и смерти.
А можно еще почитать, например, о подходе к выработке своих ценностей.
Если этот пост вам понравился и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на него в социальной сети, то ведь я только за!
Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Комментарии
Интерес к новому - классная вещь, жаль, что у многих он с возрастом исчезает.
И очень актуальная.
Последнее время, по моим ощущениям, очень много в нашей жизни стало занимать "мертвое", влекущее нас в прошлое, порой так прямиком в средневековье.
Да и эстетика, кстати говоря, соответствующая.
Но тем важнее выделять живое!
У меня телевизора тоже нет, уже больше 20 лет. Когда в гостях с ним встречаюсь, то у меня быстро начинает болеть голова. Особенно от новостей.
А ваш подход мне очень близок!
да , можно сказать, что все вещи, имеющие для вас ценность и несущие в себе развитие для Вас - живое.
Вы вот вспомнили о былых временах. Могу сказать, что и сейчас такое встречается. На моей прошлой работе часто были собрания "для галочки", и из пустого в порожнее там переливали мастерски!
Тем мне и нравится блоггинг. Сейчас я делаю только то, что мне интересно, нужно, важно. А все остальное (можете считать "мертвое") отсекаю сразу за ненадобностью и не трачу на это время.
То же касается и других аспектов жизни. Например, совсем не смотрю телевизор, тем более новости... Кто-то скажет: как так? Так же нельзя, надо следить за событиями!
А я не хочу, мне это не нужно, информация выводит меня из состояния равновесия, а пользы никакой не приносит (ни мне, ни кому бы то ни было).
Поэтому, деление на живое и мертвое, важное и неважное у каждого свое.
Вы умеете концентрировать ся на своём и позитивном, и не отвлекаетесь на то, на что не можете повлиять.
Мне вот трудно не смотреть новостей сейчас, пусть и не по ТВ, а на компе, там они поспокойнее получаются. Но и правда, надо бы пореже
Я тоже не всегда готов выдать своё мнение по обсуждаемым на блогах темам
А что до баланса, то мне кажется, что по мере лучшего различения живого начинаешь лучше замечать и мертвое.
Мне трудно понять, просто ли это символы или за этим стоят глубокие, но утраченные знания о реанимации людей.
Но вот только почему "мертвое" так устойчиво, прилипчиво?
RSS лента комментариев этой записи