Живое и мертвое

Живое и мертвое: два котаАвтор: Дмитрий Сироткин

Последнее время мне стало труднее оценивать происходящее и других людей. Можно долго рассуждать о кризисе, политике, стереотипах, но в практическом плане вопрос стоит так: на что опираться, чтобы меньше ошибаться.

Постепенно у меня выработался вот какой подход: оценивать события, людей, высказывания как "живое" или "мертвое".


"Мертвое" - это то, что выпадает из ткани естественной человеческой жизни, пытается навязать нам какие-либо привнесенные цели или оценки. Оно обычно тянет нас назад, в прошлое, которого уже нет. И ставит умозрительные идеи выше обычной человеческой жизни.

Например, в советское время таким "мертвым" событием обычно были торжественные собрания «по случаю» с добровольно-принудительным участием, на которых произносились торжественные речи. Причём считалось хорошим тоном, чтобы к реальной жизни эти речи имели как можно меньшее отношение. Забавно, но в обычной обстановке некоторые "толкатели речей" были вполне себе жизнелюбцами.

"Живое", в свою очередь, включает близкие, доверительные отношения, заботу о детях, рутинные, но милые хлопоты по дому, шутки, мечты и т.д. Это то, что поддерживает осмысленность и одушевленность нашей жизни.

Конечно, на практике всё не так однозначно. И порой трудно отличить "мертвое" от "живого". В природе проще: живая птичка поёт, а мёртвый камень тихо лежит, и их легко различить. В социальной же жизни "мертвое" старается казаться "живым", борется за место в нашей жизни. В результате оно превращает "живое" в "мертвое", наполненное смыслом в лишенное смысла и т.д. 

В русской литературе примером такого противоречивого сочетания "живого" и "мертвого" является роман "Мертвые души" Н.В. Гоголя. Оно нашло отражение и в крылатых выражениях из Мертвых душ.

Например, всем наверное доводилось бывать в гостях, где всё всегда убрано и блестит, но как-то неуютно, холодно. И хозяйка тратит на уборку большую часть своего свободного времени не потому, что хочет создать обстановку комфорта и уюта для своей семьи, а потому что так положено или "а вдруг скажут, что у меня не убрано в квартире". Получается, что в жизни такой хозяйки почему-то не хватает чего-то более ценного и живого, ради чего она могла бы прервать круговорот безрадостной рутины или сделать рутину радостной. И она вносит «мертвое» в самое живое, что у нас есть – дом и семью.

Как же лучше различать "живое" и "мертвое"? Философ и культуролог Мераб Мамардашвили (кстати, о его понимании фашизма) обозначил такие два отличия живого от мертвого:

  1. живое может изменяться, становиться другим
  2. живое способно рождать новое

По-моему, также важный критерий "живого" - эстетический: насколько органично, естественно-красиво рассматриваемое поведение или событие. Недаром поэт Иосиф Бродский в своё время писал, что основная претензия к режиму носит у него эстетический характер.

Что мне дал такой подход:

  • Стал лучше чувствовать себя частью дающего силы живого, а не просто отделенным от всех уникальным я
  • Разглядел больше "живых людей" и вижу в них союзников, несмотря на непринципиальные различия (кстати, большинство блогеров как раз такие, они радуются жизни и развиваются)
  • Стараюсь, чтобы "мертвое" занимало в моей жизни немного места и не воспринималось мной эмоционально как живое.

Возможно, некоторые читательницы удивятся: мол, а как иначе то может быть? Вот автор изобрел велосипед! Но я бы только обрадовался, если бы так случилось.

Интересно, как вы различаете близкое и чуждое себе? И близок ли вам описанный подход?

Кстати, позже на Буридо появился обзор фразеологизмов о жизни, смерти и рождении. А следом за ним - обзор Поэты о жизни, смерти и рождении и обзор Писатели о жизни и смерти.

А можно еще почитать, например, о подходе к выработке своих ценностей.

 

Если этот пост вам понравился и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на него в социальной сети, то ведь я только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Подписаться на новые статьи

Добавить комментарий


Комментарии   

Димка
0 # Димка 03.03.2015 11:43
Самое интересное, что чтобы кто не говорил, а большинство поддается влиянию "того", от чего сами же отрекаются..
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 04.03.2015 01:25
Согласен, наивно думать, что тебя то ничто не коснется. Но и отрекаться - это как-то радикально, слишком наполнено значимостью. Если речь о "мертвом", то по мне отрекаться тут обычно не от чего, а просто нужно отодвинуть его на подходящее расстояние. :roll:
Ответить
Наталья Ярская
0 # Наталья Ярская 20.02.2015 10:40
;-) Главное не зацикливаться, быть в работе, вернее в активной фазе своего бытия... Стоит поддаваться своим желаниям и все отжившее само уходит. :roll:
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 20.02.2015 21:40
Наталья, спасибо, будем надеяться, что все так и происходит ;-)
Ответить
Ольга Черныш
0 # Ольга Черныш 19.02.2015 18:39
Во мне мертвое оставляет след и мешает решиться на важный шаг. Однако мое слабое терпение все-таки иногда побеждает дискомфорт, и я решаюсь. Но бывает, что страшно что-то менять. А живое во мне всегда развивается. Я не понимаю,как люди стоят на месте. Я считаю, что всегда надо изучать что-то новое, должен быть познавательный интерес.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 03.05.2015 23:02
Но все же естественный процесс - это переход живого в мертвое. В этом и есть сама жизнь.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 12.05.2015 00:31
Наверное это тогда циклы рождения, умирания и нового рождения. Так по-моему более жизнеутверждающ е :-)
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 19.02.2015 22:03
Ольга, здорово, что стимулом к преодолению у Вас является слабое терпение :-)
Интерес к новому - классная вещь, жаль, что у многих он с возрастом исчезает.
Ответить
Александр Логинов
0 # Александр Логинов 18.02.2015 09:28
Интересная тема, Дмитрий!
И очень актуальная.
Последнее время, по моим ощущениям, очень много в нашей жизни стало занимать "мертвое", влекущее нас в прошлое, порой так прямиком в средневековье.
Да и эстетика, кстати говоря, соответствующая.
Но тем важнее выделять живое!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 18.02.2015 11:01
Именно так, Александр, не быть захваченным пестротой "мертвого", а конценттрироват ься на живом и развиваться. :roll:
Ответить
Мария Зазвонова
0 # Мария Зазвонова 17.02.2015 19:23
Дмитрий, интересные рассуждения, для меня так и есть, но возможно другими словами. Хотя лично я как мне кажется занимаю пограничное положение и не всегда могу делать только то, что мне нравится. Работаю по пол денечка на основной работе, а после семья и блог. Хотя часто думаю о том, чтобы оставить основную работу. В течение дня много ненужной информации от которой очень хочется избавиться. Поэтому чтобы сохранить душевное равновесие и быть "живой", по минимуму внимание на рекламу, у меня совсем нет телевизора и концентрация на то, что вдохновляет: книги, игры с детьми, блог.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 18.02.2015 10:55
Мария, с основной работой обычно людям надо внутренне созреть, да и собственный проект сделать достаточно финансово сильным.
У меня телевизора тоже нет, уже больше 20 лет. Когда в гостях с ним встречаюсь, то у меня быстро начинает болеть голова. Особенно от новостей. :zzz
А ваш подход мне очень близок!
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 03.05.2015 23:04
Я в свое время ушла с работы, когда мой "дополнительный " заработок стал в 4 раза выше зарплаты.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 12.05.2015 00:33
Спасибо, Надежда, за хороший количественный ориентир! :-)
Ответить
Лидия
0 # Лидия 17.02.2015 12:18
Интересный подход..
да , можно сказать, что все вещи, имеющие для вас ценность и несущие в себе развитие для Вас - живое.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 18.02.2015 10:50
Спасибо, Лидия, так я это и понимаю :-)
Ответить
Ольга Мамина
0 # Ольга Мамина 16.02.2015 21:01
Дмитрий, соглашусь с комментаторами - у вас очень интересная классификация получилась.

Вы вот вспомнили о былых временах. Могу сказать, что и сейчас такое встречается. На моей прошлой работе часто были собрания "для галочки", и из пустого в порожнее там переливали мастерски!

Тем мне и нравится блоггинг. Сейчас я делаю только то, что мне интересно, нужно, важно. А все остальное (можете считать "мертвое") отсекаю сразу за ненадобностью и не трачу на это время.

То же касается и других аспектов жизни. Например, совсем не смотрю телевизор, тем более новости... Кто-то скажет: как так? Так же нельзя, надо следить за событиями!

А я не хочу, мне это не нужно, информация выводит меня из состояния равновесия, а пользы никакой не приносит (ни мне, ни кому бы то ни было).

Поэтому, деление на живое и мертвое, важное и неважное у каждого свое.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 16.02.2015 21:54
Ольга, это здорово! :-)
Вы умеете концентрировать ся на своём и позитивном, и не отвлекаетесь на то, на что не можете повлиять.
Мне вот трудно не смотреть новостей сейчас, пусть и не по ТВ, а на компе, там они поспокойнее получаются. Но и правда, надо бы пореже ;-)
Ответить
Vadar
0 # Vadar 14.02.2015 11:26
Честно говоря, даже не знаю что и ответит :-) Думаю обе стороны нужны.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 16.02.2015 21:57
Vadar, честно - это уже живое :-)
Я тоже не всегда готов выдать своё мнение по обсуждаемым на блогах темам
Ответить
Ольга
0 # Ольга 12.02.2015 14:34
Интересная классификация. Каждый по-своему может развивать мысль. Без "живого" нам всем точно не обойтись.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 13.02.2015 20:36
Спасибо, Ольга, у Вас позитивный взгляд на этот вопрос :-)
Ответить
Людмила
0 # Людмила 11.02.2015 23:21
Интересный подход, конечное лучше чаще соприкасаться с "живым", оно точно придает силы
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 11.02.2015 23:59
Да, Людмила, например, на природе чаще бывать, живой :-)
Ответить
Мария Тернова
0 # Мария Тернова 10.02.2015 16:54
Интересная классификация. Развивая мысль, скажу так. "Живое" - это то, без чего нельзя обойтись и что делает жизнь краше, приятнее. А без "мёртвого" обойтись легко.
Ответить
Надежда ВведенскаяПо
0 # Надежда ВведенскаяПо 12.02.2015 19:01
Думаю, что здесь как раз важен баланс. Нужны обе стороны. Помните сказку о живой и мертвой воде?
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 13.02.2015 20:35
Я помню. В детстве я не мог понять, зачем все усложнять и использовать вначале мертвую воду.
А что до баланса, то мне кажется, что по мере лучшего различения живого начинаешь лучше замечать и мертвое.
Ответить
Надежда ВведенскаяПо
0 # Надежда ВведенскаяПо 15.02.2015 20:55
А сейчас вы понимаете, зачем? Ведь это - очень важный момент :-)
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 16.02.2015 21:47
Конечно! Для дезинфекции :lol:
Ответить
Надежда ВведенскаяПо
0 # Надежда ВведенскаяПо 19.02.2015 01:13
Какое мудреное слово :-) Попросту говоря, мертвая вода смывает все старое, отжившее. Чтобы мог начаться рост нового. И обе воды одинаково нужны.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 19.02.2015 11:12
Надежда, насколько я помню, в некоторых сказках делать и так мертвого героя совсем мертвым с помощью мёртвой воды нужно было для того, чтобы его отрубленная голова успешно срослась с телом при оживлении живой водой.
Мне трудно понять, просто ли это символы или за этим стоят глубокие, но утраченные знания о реанимации людей. ;-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 21.02.2015 21:45
Сказка - ложь, но в ней намек :o Я думаю, что, действительно, были какие-то древние знания.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 22.02.2015 17:45
В любом случае такие сказки пробуждают воображение и веру в неисчерпаемые возможности человека :-)
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 10.02.2015 22:11
Мария, вполне согласен с таким развитием темы. :-)
Но вот только почему "мертвое" так устойчиво, прилипчиво?
Ответить
Мария Тернова
0 # Мария Тернова 10.02.2015 22:24
Ммм... Зомби атакуют? ;-)
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 11.02.2015 09:28
И ещё как! :zzz
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 10.02.2015 13:24
Вспомнился мне мой первый "бунт" в юные годы. Нас только собрали на комсомольское собрание, где несколько часов "переливали из пустого в порожнее". Потом я комсоргу высказала все, что думаю о зря потерянном времени.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 10.02.2015 21:18
Надежда, многие так и воспринимали эти собрания, но мало кто бунтовал. Здорово, что Вы на это решились. И с комсоргом Вам повезло, так как иногда они передавали такие вопросы "наверх", и пошли бы идеологические проработки... :zzz
Ответить
Надежда ВведенскаяПо
0 # Надежда ВведенскаяПо 10.02.2015 21:20
Попробовали бы они такое :lol: Я слишком ценный кадр всегда была. Кстати, тоже как-то пришлось комсоргом побыть.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 10.02.2015 22:16
Кажется я тоже каким-то оргом был в школе, но уже плохо помню, так давно все это было ;-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 21.02.2015 22:11
Тогда у вас еще все впереди :lol: Как правило, чем больше лет, тем яснее вспоминаешь свое прошлое.
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 10.02.2015 13:03
Интересная классификация, никогда не думала об этом в таких терминах ))) В отношении себя чаще использую определения теплое и холодное, вдохновляющее и скучное, пустое. Хотя тут больше важны даже не слова, а ощущения - когда что-то вызывает теплые чувства, то это то самое, а если только холод по душе гуляет, то от этого лучше держаться подальше. Но вообще мы, Дмитрий, наверняка примерно об одном и том же с вами говорим )))
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 10.02.2015 21:12
Елена, согласен, ощущения очень похожие, мы явно говорим о примерно одном и том же :-)
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 13.02.2015 19:18
Кстати, у вас на фото вроде как живой кот и неживой, но не совсем согласна, что картина обязательно неживая - в некоторых из них побольше жизни, чем в живых существах )))
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 13.02.2015 20:48
Елена, конечно! Этот кот явно не из Третьяковки свиснут, ;-) а иногда так зацепит картина. Какое-то время назад увидел портрет англичанина века так 18-го. Но глаза у него были настолько живые и умные, что просто захотелось с ним пообщаться.
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 22.02.2015 14:07
Да, искусство великая вещь, причем тут важны, конечно, не оценки экспертов, а собственный душевный отклик на произведение )))
Ответить
Надежда ВведенскаяПо
0 # Надежда ВведенскаяПо 19.02.2015 01:14
Это говорит о том, что картину писал мастер, что владел искусством живописи. А сейчас в моде мастерство.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 19.02.2015 11:14
Это не просто мастерство, это какой-то портал был ;-)
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 11.02.2015 09:06
Хорошо, когда есть вот такое понимание друг друга )))
Ответить
Арина
0 # Арина 09.02.2015 21:47
Окружение, новые энергии, они дают нам силы двигаться дальше и действовать.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 09.02.2015 23:59
Да, Арина, что-то такое, и часто совсем простое и обычное :-)
Ответить