Долгая дорога к ценностям

Поворотный круг как символ ценностного выбораАвтор: Дмитрий Сироткин

Развиваю тему принятия решений в сложных ситуациях выбора.

В новой статье речь идет даже не о выборе человеком конкретных ценностей, а о выборе  позиции по отношению к ценностям.

С самого начала меня беспокоил вопрос, как избежать двух типичных для статей о ценностях вещей:

  • Благостно-наставительного стиля изложения, тяготеющего к банальностям
  • Навязывания читателю любимой авторской идеи

Наставительности вроде бы избежал, этому способствовало рассмотрение разных вариантов выбора и то, что старался не отрываться от ситуации обычной жизни в сферу возвышенного самосовершенствования.

С навязыванием авторской идеи сложнее, ведь мы такие статьи и пишем обычно, чтобы поделиться именно своим видением. Что ж, по крайней мере я не утверждаю, что эта идея однозначно верна, а предлагаю её обсудить.

В этом месте уже не мешало бы сообщить, а в чем собственно эта идея состоит: считаю, что к желаемой ценностной позиции утверждения ценностей лучше пройти длинным путем:
от традиционализма, формируемого в детстве, к скептицизму (сомнению в ценностях), далее - к нигилизму (отрицанию ценностей), и, наконец, - прийти к утверждению своих ценностей.

Такой "сусанинский" подход кажется мне наиболее органичным для данной сложной задачи. Его можно противопоставить рационалистическому подходу, когда мы просто, и быстро, решаем, каких ценностей придерживаться.

Мне близок осознанный подход к принятию решений и к самому себе, но все-таки выбор ценностей явно более сложный процесс, чем планирование задач на неделю или покупка понадобившейся вещи в интернет-магазине. Нам же скорее нужно не рассудочно выбрать, а прочувствовать и осознать, что именно вот эта ценность многое для нас значит.

К тому же, рассудочный выбор в итоге может поставить нас в затруднительную ситуацию: нам на практике оказывается трудно и придерживаться всех выбранных ценностей, и отказаться от них, раз они такие отличные.

Уже после размещения на Буридо статьи о выборе ценностной позиции засомневался, а не перегнул ли я палку с утверждением, что в ситуации выбора, например, книги или дачи, многое зависит от ценностей, которых мы придерживается:

  • С выбором книги проще: явно просматривается связь между преобладающими у нас ценностями и выбором книг, для пользы, для души, для "пережевывания времени" и т.д.
  • С выбором дачи на первый взгляд все не так очевидно, но если рассмотреть отдельные случаи, то такая связь тоже видна. Например, из соображений престижа человек приобретает дачу в элитном посёлке недалеко от города, хотя экология там так себе и вокруг много отдыхающих. Или из конформизма берет участок в садоводстве от работы, хотя добираться до него ему совсем неудобно. Можно, конечно, было бы вспомнить и позитивные примеры.

Возможно, вам будет интересно также прочитать мою заметку о живом и мертвом как критерии выбора своего.

Позднее на Буридо появилась статья о преодолении экзистенциального кризиса на примере героев Джерома Сэлинджера Фрэнни и Зуи. 

Как обычно, буду рад вашим комментариям по непростой теме ценностей.

 

А если этот пост вам понравился и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на него в социальной сети, то ведь я только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Подписаться на новые статьи

Добавить комментарий


Комментарии   

Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 05.12.2014 16:35
Я тоже думаю, что то, что прочувствовано на собственном опыте, является лучшим руководством по жизни, чем взятое от ума. Хотя пока опыта не достает, не остается ничего другого, чем примерять на себя понравившееся чужое, и это тоже, в общем-то, естественно )))
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 06.12.2014 13:12
Согласен, Елена, опираться исключительно на свой собственный опыт - слишком долгий и зауженный путь.
Ответить
Хуторная Елена
0 # Хуторная Елена 09.12.2014 13:47
Так и есть!
Ответить
Виктория
0 # Виктория 22.10.2014 16:34
Интересную темы, Дмитрий, вы затронули. Надо сказать, что не так давно я тоже думала на эту тему и пришла к выводу, что ценности меняются с течением времени, то что раньше для меня было ценным, сейчас как-то отошло на второй план. Зато пришло другое отношение к происходящему, и появилась новая система ценностей.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 23.10.2014 00:32
Виктория, у меня похожий опыт: ценность ценностей изменяется со временем, но к счастью это скорее развитие, чем просто переоценка ;-)
Ответить
Людмила Винокурова
0 # Людмила Винокурова 19.10.2014 11:29
Ценности формируются на протяжении жизни. Конечно, они зависят от нашего окружения. Особенно в начале жизненного пути. Но если меняются ценности, то сменится и окружение. Хотя у некоторых бывает и наоборот.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 19.10.2014 15:36
Согласен, Людмила, наше окружение значительно влияет на формирующиеся у нас ценности. Хотя порой и как стимул искать ценности другие, не свойственные этому окружению.
Ответить
Vadar
0 # Vadar 12.10.2014 21:02
Жизненные ценности человека – это фундамент, на котором базируется вся его жизнь. Жизненные ценности не возникают за один день.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 13.10.2014 10:57
Согласен, Vadar.
Вопрос только в том, чтобы дойти именно до своих ценностей, а не просто усвоенных.
Ответить
Vadar
0 # Vadar 12.10.2014 20:57
Дмитрий, я был приятно удивлен зайдя сегодня на ваш сайт! Уж очень быстро она загрузилась! Вот бы всегда так! :-)
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 13.10.2014 10:54
Vadar, приятно это прочитать :-)
Смущает только то, что в последние дни я ничего специально для повышения скорости загрузки не делал. Само получилось.
Ответить
Ольга
0 # Ольга 12.10.2014 15:23
Мне сложно рассуждать на эту тему, т.к. я глубоко в нее не погружалась.
Но на мой взгляд ценности не выбираются. Они, как Вы, Дмитрий, и говорите, появляются после определенного отрезка жизни. Если сказать проще, они формируются в нас в результате полученного опыта, хотя во многом своими ценностями мы обязаны нашему окружению - родителям, друзьям и всех тем, кто входит в наш "близкий круг". Не зря же говорят, что хочешь достичь большего - смени свое окружение, общайся больше с теми, на кого ты хочешь быть похожим. Поэтому наши ценности — такой симбиоз из заложенных в нас установок и переработки жизненного опыта.

P.S. Дмитрий, не обижайтесь, но Надежда права. Навигация на вашем блоге сложновата. Уверена, что не каждый гость блога доходит до основной статьи.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 13.10.2014 09:42
Ольга, спасибо за то, что поделились своим взглядом на вопрос формирования ценностей! Про смену окружения - интересное замечание. Кстати, замечал, что перестающий смотреть ТВ человек изменяет постепенно свои ценностные суждения. :-)
На критику про навигацию я не обижаюсь, просто это издержки структурного решения на Буридо. С поисковиков на основные статьи приходят напрямую, а со статей-анонсов на главной - и правда меньше переходят. Но зато статьи-анонсы уникальны и усиливают вес основной статьи.
Ответить
Ольга
0 # Ольга 15.10.2014 22:19
Дмитрий, интересное решение. О таком подходе я не слышала раньше. Рада, если это хорошо работает. Может быть напишите потом об этом? С интересом прочитаю.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 16.10.2014 10:50
Ольга, мне приятно, что Вы с интересом отнеслись к этой неочевидной новахаве :-)
Писать про нее пока не буду, и потому что результаты неочевидны, и потому что особо писать тут не о чем, пара фраз вышла бы ;-)
Но могу отметить один очевидный плюс для блогера: хорошая тренировка гибкости мышления, когда на одну тему надо написать два различающихся текста.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 07.10.2014 22:47
Дмитрий, я не совсем поняла вашу позицию. Вы считаете, что ценности можно ВЫБИРАТЬ?
Дальше пока писать не буду. Ибо здесь надо отталкиваться от вашего ответа.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 08.10.2014 00:39
Надежда, тут я прежде всего пишу о выборе позиции по отношению к ценностям и об утверждении ценностей.
Рассудочной выбор ценностей подвергаю сомнению, хотя нередко читаю в обсуждениях,что на практике некоторые люди так и подходят к этому вопросу.
Помню вашу нелюбовь переходить по ссылкам, но в основной статье все более последовательно изложено. :-)
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 12.10.2014 01:10
Это не есть нелюбовь. Просто считаю, что обсуждение надо вести по тому тексту, что представлен на данной странице. Ведь и посетители попадают сюда с какой-то целью. Но вовсе не для того, чтобы перейти еще куда-то.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 13.10.2014 09:23
Надежда, согласен, обычно читателю должно быть достаточно представленного текста. Но так как на главной у меня идут статьи-анонсы, то как раз он решает, достаточно ли ему этого или стоит перейти на основную статью за более подробной информацией. Например, от статьи про электронные библиотеки к обзору конкретных библиотек.
Ответить
Надежда Введенская
0 # Надежда Введенская 14.10.2014 22:52
Как говорится, "хозяин - барин". Поэтому вы вправе вести свой сайт так, как вы видите. Но опять же, ваши действия должны быть соизмеримыми с вашими целями.

Здесь я никак не хочу учить вас. Просто высказываю свое мнение.
Дело в том, что за последние годы очень сильно изменилось поведение людей в интернете. И мало кто хочет перескакивать со страницы на страницу.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 16.10.2014 10:43
Надежда, не знаю, насколько удачна структура моего блога, ведь нет равного объекта для сравнения.
Просто темой продвижения сайтов я начал заниматься с корпоративного сайта, структура которого была сложнее, чем типичная структура блога. Поэтому и перенес этот опыт на свой блог, возможно, недостаточно критично. :-)
Ответить
Надежда ВведенскаяЯ
0 # Надежда ВведенскаяЯ 17.10.2014 22:10
Я тоже начинала свой путь с написания сайта вручную. А вот теперь никак не могу его исправить :-*
Платформа WordPress мне нравится своей простотой. Я все же позиционирую себя как чайник.
А вы, конечно же, со своим опытом уже можете придумывать что-то более сложное.
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 18.10.2014 18:51
Да, Надежда, небольшие эксперименты в блогинге интересны, чтобы лучше понимать, чем стоит заниматься, а чем - нет. Но я пока не понял, каков результат моего эксперимента. :-)
Ответить