Выбор ценностной позиции

Поворотный круг как образ выбора ценностной позицииАвтор: Дмитрий Сироткин

На этом сайте мы в основном рассматриваем, какие у нас есть основные варианты в определенной ситуации выбора. Выбираем ли мы дачу или книгу.

На практике конечный выбор одного из таких вариантов во многом зависит от ценностей, которых мы придерживаемся.

Так как тема ценностей особо располагает к умствованиям и советам как надо жить, то постараюсь быть практичнее. Это значит, что мы не будем обсуждать достоинства и недостатки различных ценностей, а обсудим лучше, какую позицию по отношению к ценностям человек может занимать и к какой позиции стоит стремиться.

Отношение к ценностям может быть, с одной стороны, негативным или позитивным, а с другой стороны – пассивным или активным. В результате их сочетания выявляются 4 позиции по отношению к ценностям: 1. Традиционализм; 2. Скептицизм; 3. Нигилизм; 4. Утверждение ценностей.
Варианты ценностной позицииКак правило, в течение жизни человек не остается в одной позиции по отношению к ценностям, а переходит из одной в другую.

Какую позицию занимает большинство современных людей? Они занимают компромиссную позицию где-то посередине. Они:

  • и не традиционалисты, но им импонируют некоторые традиционалистские ценности;
  • и не скептики, но склонны с сомнением относиться к «высоким ценностям»;
  • и не нигилисты, хотя и склонны к установке отрицания;
  • и не утверждают четко свои ценности, хотя подумав, могли бы сформулировать, что для них в жизни важнее.

Как и у любого компромисса, у такой позиции есть свои плюсы. В частности, она очень гибкая и поэтому удобна для уклонения от неприятных ситуаций нравственного выбора. Но и позицией ее можно назвать с большой натяжкой.

А вообще-то четкие ценности в прагматическом плане нужны нам как ориентиры, помогающие принимать решения правильнее и быстрее. Поэтому по логике нам нужно стремиться к позиции «утверждение ценностей».

Казалось бы, в чем тут проблема? Выбирай подходящие себе ценности, и вперед. Но увы, выбранные таким образом ценности обычно «не работают». Их нужно обрести, прочувствовать внутри себя.

В принципе, из любой из обозначенных позиций можно сразу перейти в позицию «Утверждение ценностей». Но такой переход обычно будет вызван не естественным развитием ценностной позиции, а сильно повлиявшим на человека внешним событием.

Трудный, но зато логичный путь к утверждению своих ценностей состоит в последовательном прохождении каждой из описанных позиций:

В прошлые времена с позицией традиционализма и ее несколько старомодными ценностями можно было спокойно прожить всю жизнь, и не усомниться. Но современная довольно циничная жизнь подталкивает нас к позиции скептицизма. Мы все больше ставим некритически усвоенные ценности под сомнение. Это довольно комфортная и безответственная позиция, поэтому некоторые на ней и остаются.

Если у человека хватает на это интеллектуальной смелости, то далее он задается вопросом: а есть ли вообще ценности, которые нельзя поставить под сомнение? Даже не читая Достоевского и Ницше, он вынужден будет прийти к выводу, что таких ценностей нет.

Нигилизм оказывает противоречивое влияние. С одной стороны, он освобождает от иллюзий в отношении ценностей. С другой стороны, он приводит человека в полный ценностный тупик, из которого, кажется, нет никакого выхода.

Поэтому пребывание в позиции нигилизма психологически дискомфортно, безопорно. Слишком многое поставлено под сомнение. Зато у вас появляется здоровый стимул преодолеть позицию нигилизма.

Как же можно перейти от нигилизма к утверждению ценностей? Если не рассматривать капитулянтский вариант «поиграли и хватит, буду жить как все нормальные люди»?

Ответ прост, но не легок. Вам нет необходимости утверждать ценности, несомненные для всех людей. Достаточно утверждать ценности, несомненные лично для вас. Но тогда вы должны понять, какие ценности по настоящему важны для вас, и принять за них ответственность (за абстрактные общечеловеческие ценности наша ответственность минимальна). Это нелегко. Но возможно.

Вроде бы итог обозначенного пути оказался весьма скромен: утверждение нескольких ценностей для личного употребления. И все же дело тут прежде всего в нас самих, а не в конкретных ценностях, которые мы приняли. В обретенной позиции мы более осмысленно утверждаем свою свободу и самоограничение, а также готовность воспринять ценности другого.

Подумав немного, я решил поместить эту статью в раздел «Среди людей». Возможно, она поможет лучше разобраться, как на наши отношения влияет занимаемая нами ценностная позиция.

Данная тема пока что стоит на Буридо немного отдельно, так что могу предложить вам дополнительно почитать статью о преодолении экзистенциального кризиса (пример из литературы), статью о подходе к проблеме достижения цели, а также, в дополнение, - материал с советами философа по соблазнению девушек

Тема ценностей сложная, многоплановая, поэтому буду особенно благодарен вам за комментарии и критику.

 

Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то ведь я только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Добавить комментарий


Комментарии   

Vadar
0 # Vadar 18.10.2014 21:27
Правда в том, что жизнь ценна потому, что конечна!
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 19.10.2014 15:40
Vadar, согласен, но ведь кроме ценности жизни есть и другие ценности, которые иногда находятся в противоречии друг с другом. ;-)
Ответить
Александр
0 # Александр 13.10.2014 13:03
Ну и тему Вы Дмитрий подняли, однако же!Она не в тренде, как теперь принято выражаться: не формат.
У нас теперь у всех одна ценность, и все знают как ее зовут!
Если серьезно, то я не уверен, что ценности выбирают или утверждают.
Скорее всего, ценности формируются на бессознательном уровне в возрасте до 7 лет.
Или я не прав?
Ответить
Дмитрий с Буридо
0 # Дмитрий с Буридо 13.10.2014 21:37
Александр, думаю, что в сложные периоды вопрос о ценностях для человека актуализируется . А может быть даже приобретает большее практическое значение. :-)
Согласен с Вами, что ценности закладываются в детстве. Но если бы мы из поколения в поколение их просто воспроизводили, то наверное всяких толерантностей так бы и не появилось. :-)
Мне больше нравится подход к принятию ценностей как к внутренней работе, переосмыслению исходных ценностей.
Ответить