Фразеологизмы из «Ревизора» Н.В. Гоголя

Крылатые выражения из "Ревизора" ГоголяАвтор: Дмитрий Сироткин

Тему фразеологизмов писателей на Буридо продолжают фразеологизмы из "Ревизора" Н.В. Гоголя (1809—1852).

Мне удалось найти 20 таких фразеологизмов.

Как обычно, фразеологизмы (крылатые выражения) из «Ревизора» сведены в несколько тематических групп: империя изнутри, коррупция с человеческим лицом, хлестаковщина, любовный лексикон.

Это явно не смешно, но многие устойчивые выражения Гоголя о российской жизни оказались уж слишком устойчивыми, более того – удивительно актуальными для нашей постсоветской жизни. Вернулись в классику?

 

Империя изнутри

  • Отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь (кстати, фразеологизмы с числом три)
  • Уважение и преданность — преданность и уважение
  • А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!
  • Поехал для порядка, а возвратился пьян
  • Сама себя высекла
  • Человек простой: если умрет, так и умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет

Коррупция с человеческим лицом

  • Брать борзыми щенками
  • Не по чину берешь!
  • Именины на Антона и Онуфрия

Хлестаковщина

Любовный лексикон

  • Срывать цветы удовольствия
  • Мы удалимся под сень струй

Прочие фразеологизмы из «Ревизора»

  • Пришли, понюхали и ушли прочь
  • Музыка играет, штандарт скачет
  • Эк куда метнул!
  • Кто раньше сказал «э»
  • Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!

 

В зеркале этой комедии отразились основные социальные пороки имперской России. И многие уважаемые люди с негодованием восприняли увиденное, готовые повторить вслед за Городничим «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!».

Тем не менее, в этой сатире нет того возвышенного гражданского пафоса, которым отличается сатира Некрасова (кстати, фразеологизмы Некрасова) или Салтыкова-Щедрина (еще кстати - фразеологизмы Салтыкова-Щедрина). И это, по-моему, хорошо. Это комедия о порочных, но живых людях. Наверное, ее можно даже отнести к разряду плутовских комедий. Но это какая-то «перевернутая» плутовская комедия: не-плут (Хлестаков) волею обстоятельств превращается в плута и ему удается обвести вокруг пальца бывалых плутов.

По-видимому, законным и выдающимся наследником Хлестакова в русской литературе становится Великий комбинатор, турецкий верноподданный Остап Бендер, также любивший совершать стремительные победоносные наезды на провинциальные городки.

Кстати, в зеркало «Ревизора» решил взглянуть даже сам император Николай I, неожиданно посетивший премьеру пьесы в Александринском театре в Петербурге (1836 год). «Деспоту» очень понравилось, хотя он самокритично заметил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!». А вот самому Гоголю очень не понравилось, он посчитал премьеру провалом.

Обнаружил также любопытный факт, что в 1860 году «Ревизора» поставила группа петербургских писателей, в пользу «Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным». Среди актеров этой постановки были весьма известные и не столь известные авторы: И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, А.Ф. Писемский, И.И. Панаев и другие. Неожиданно оказалось, что Федор Михайлович, игравший почтмейстера Шпекина, обладает незаурядным даром комика. Эх, почаще бы он выступал на сцене…

А тему гоголевских авторских фразеологизмов продолжил обзор выражений из Мертвых душ и завершил общий обзор фразеологизмов Гоголя.

 

Рекомендую вам также ознакомиться с фразеологизмами из «Горе от ума» Грибоедова и фразеологизмами из «Евгения Онегина» Пушкина, а также - с фразеологизмами из пьес Островского и фразеологизмами Чехова.

 

Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то ведь я только за! Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Добавить комментарий