Буриданов осел: О Буридане и осле

Ученый Жан Буридан за работойАвтор: Дмитрий Сироткин

Данный материал является продолжением статьи о Буридановом осле и Буридане.

Рассмотрим, что преподавали студентам в 14 веке, чем Буридан интересен как средневековый ученый и как он проявил себя в качестве общественного деятеля.

Преподаватель

Основной работой Буридана было преподавание. В 1324 г., в возрасте около 30 лет он становится магистром философии, получает патент и начинает читать лекции на философском факультете университета.

Буридан преподавал студентам грамматику, логику и аристотелевскую философию. Студенты занимались изложением и интерпретацией авторитетных текстов (грамматика), структурой и видами аргументирующих суждений (логика), и наконец – систематическим анализом и исследованием устройства природы (Аристотелева философия).

На первый взгляд кажется, что средневековым студентам философского факультета досталась легкая жизнь. Ни Канта тебе, ни Гегеля. Однако цитата из работы Буридана показывает, что ребятам приходилось нелегко: «Позитивную грамматику следует изучать вначале, потому что именно на ее основе учитель способен общаться с учеником, будь то на латыни, французском, греческом, иврите или на каком-либо другом языке».

Буридана высоко ценили и студенты, и коллеги-преподаватели. Судя по всему, он интересно и глубоко излагал предмет, вовлекая студентов в обсуждение противоречий и в поиск верного решения.

На подход Буридана к преподаванию существенно сказалось то, что он принадлежал к лагерю номиналистов, противостоящему реалистам. Но эти средневековые реалисты были какими-то антиреалистами в нашем понимании. Они утверждали, что реально существуют только понятия вещей, а сами единичные вещи не представляют ценности.

Получается, что Буриданов осел ничем не отличается от прочих ослов, поскольку все они лишь выражают понятие осла. Лично я никак с этим согласиться не могу. Номиналисты же отталкивались от единичных вещей, рассматривая общие понятия лишь как их суммарное выражение.

В целом Буридан старался аккуратно вывести науку из-под опеки теологии, выдвинув тезис об очевидности и необходимости естественных наук в условном, а не в абсолютном смысле. Характерно, что в отличие от своих знаменитых предшественников и современников, он предпочел головному теологическому факультету философский. И не вступил ни в один монашеский орден.

Средневековый ученый

Следует понимать, что средневековые ученые существенно отличались от ученых в современном понимании. Эксперименты и расчеты обычно заменялись общими рассуждениями и ссылкой на авторитеты. Так, основные научные работы Буридана написаны в форме комментариев к трудам Аристотеля.

Тем не менее, как раз Буридану удалось продвинуться в сторону будущей европейской науки. Наиболее значительное его достижение – пересмотр общепринятого тогда подхода к тому, что придает движение брошенному предмету. Согласно Аристотелю, такое движение обеспечивается не усилием бросающей предмет руки, а воздухом, через который предмет пролетает. Обосновывалось это тем, что выпущенная из лука стрела в середине пути летит быстрее, чем в начале.

Буридан же утверждал, что воздух, наоборот, затормаживает предмет. В подтверждение он ссылался на опыт с вращающимся жерновом, который избавлялся от контакта с воздухом при помощи куска ткани. В итоге его теория импетуса стала прообразом классической теории инерции.

Тем не менее, когда надо было идти не только против авторитета Аристотеля, но и против устоявшихся церковных догм, Буридан предпочитал обозначить истину, но не бороться за нее.
Характерен пример с тезисом о неподвижном пребывании Земли в центре мира, выдвинутом еще самим Аристотелем.

Буридан выдвигает антитезис, что вращение маленькой Земли вокруг своей оси является более логичным, нежели вращение всей огромной звездной сферы вокруг Земли. Дав еще несколько аргументов в пользу этого, Буридан неожиданно соглашается с Аристотелем и догматом Церкви на этот счет, сославшись на малоубедительный аргумент. Ну не Коперник. Кстати, во время обучения в Краковском университете Коперник изучал работы Буридана и наверняка быстро разобрался, что там к чему.

Также он настолько глубоко проработал теорию логического вывода, что по достоинству это было оценено только в 20 веке. Особенно его привлекала разработка логических парадоксов, в частности – известный парадокс лжеца (я утверждаю, что нечто ложно, но тогда это высказывание одновременно оказывается и ложным, и истинным. Например, Критянин Эпименид утверждал, что все критяне лжецы).

И наконец, Буридан разработал свой подход к проблеме свободы воли, базирующийся на интеллектуальном детерминизме, но значительно более гибкий, чем в ситуации с Буридановым ослом.

В целом, по многогранности своих научных интересов, жизнелюбию и ориентации на здравый смысл, а не только на мнения авторитетов, Буридан более похож на известных деятелей эпохи Возрождения.

Деятель

Что еще сближает его с жизнелюбивыми деятелями эпохи Возрождения, так это активное участие в событиях своего времени. Активная деятельность Буридана связана в основном с Университетом.

Удивительно, что уже в 1328 году Буридана избирают ректором университета, сроком на год. В 30 с небольшим лет быть избранным руководителем одного из двух ведущих университетов Европы!

Будучи ректором Сорбонны, Буридан издал Устав философского факультета, в котором ограничил практику вольного толкования преподавателями чужих текстов, сетуя на то, что такая практика породила “невыносимые ошибки не только в философии, но и в отношении Священного Писания”. Вот откуда произошли общепринятые теперь правила цитирования и уважение авторских прав.

Еще в молодости Буридан ездил к папскому двору в Авиньон на юг Франции. Попутно он совершил восхождение на вершину горы Венту в Провансе и произвел там метеорологические наблюдения.

В 1340 году, будучи второй раз ректором, он со стороны Университета подписал петицию на имя короля Филиппа Валуа, направленную против повышения налога на соль. А в 1345 году Буридан был отправлен к Филиппу Валуа и в Рим, чтобы защищать там интересы Университета.

В 1346 году Университет выдвинул, а епископ Парижа Фоко утвердил Буридана на пост капеллана церкви Сен-Андре-дез-Арк.

Увы, вскоре ситуация переменилась. Усиливаются гонения на номиналистов, и он поспешно уезжает в Германию и далее в Вену. Во время нахождения в Вене создает свою школу и преподает. Тем самым он способствует учреждению венского университета, которое состоялось уже без него, в 1365 году. Кстати, позже для полноценной работы университета герцогу Альбрехту III пришлось переманить из Сорбонны в Вену группу преподавателей.

Буридан несколько раз был проктором «Пикардийской нации» и активно участвовал в разработке основных правил для управления финансами и для организации мест религиозного назначения. В последний раз Буридан упоминается в документе 1358 года. Он посвящен территориальному спору между студенческими общинами англичан и пикардийцев. Имя Буридана стоит первым в списке представителей философского факультета.

Наверное, в этом 1358 году Жан Буридан и умер. В пользу этой версии говорит и то, что положенную ему «пенсию» в университете далее начинает получать другой человек. И, конечно, то, что в этом году в Париже была сильная эпидемия чумы.

Буриданов осел. Заключение

В заключение хочу помянуть добрым словом Буриданова осла, благодаря которому личность Буридана не затерялась в узком кругу специалистов, а продолжает удивлять нас и радовать.

Если вас привлекает изучение иностранных языков, как это было во времена средневековых студентов, то не могу предложить вам ничего по латыни или греческому, но есть кое-что для самостоятельного изучения английского языка - обзоры бесплатных программ для изучения английского или сайтов изучения английского языка (грамматика, чтение и т.д.).

 

А если вы захотите поделиться ссылкой на эту статью с друзьями в социальной сети, то ведь я только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии и вопросы также приветствуются!

Добавить комментарий