Автомобили – роботы: скоро ли?

Гугломобиль-чикТема Автомобили-роботы развивается давно, еще с 1980-х годов (европейский проект Prometheus).

Но в последнее время интерес к ней как потребителей, так и производителей явно возрос. Похоже, что прорыв этой технологии в нашу жизнь уже близко.

Но, как известно, многие технологии, которым предсказывали блестящее будущее, на деле оказались невостребованными. Поэтому, чтобы не впадать в субъективизм, постараемся более объективно оценить перспективы автомобилей-роботов.

Можно выделить следующие признаки того, что технологическая инновация не окажется очередной пустышкой и близка к воплощению в нашу жизнь:

  1. Ключевые игроки отрасли активно занимаются ее освоением, опасаясь отстать от конкурентов в будущем, в случае ее успешного принятия рынком
  2. Имеются вполне конкретные прогнозы продаж продукции на базе данной технологии на среднесрочный период
  3. Потенциальные потребители проявляют интерес к новой технологии и готовность доплатить за ее использование
  4. Заранее прорабатываются проблемные вопросы, из-за которых активное внедрение технологии может быть затруднено и приостановлено.
  5. Имеются значительные потенциальные выгоды от внедрения технологии для всех (или хотя бы большинства) задействованных сторон

Давайте теперь рассмотрим, насколько инновационная идея автомобилей-роботов в текущий период соответствует этим критериям.

1. Вовлеченность ключевых игроков рынка

Можно с удовлетворением отметить, что почти все ведущие автопроизводители занимаются разработками в данной области. Это Audi, BMW, Daimler, Ford, General Motors, Nissan, Tesla, Toyota, Volvo. Более того, к внедрению систем автономных транспортных средств (АТС) готовятся и ведущие поставщики автокомпонентов: Bosch, Continental, Delphi Automotive, Mobileye, Nvidia, Valeo, Velodyne.

Сами автопроизводители отмечают, что дополнительным стимулом для разработок в этой области для них стал реализуемый Google проект автомобилей-роботов (гугломобили). Гугломобиль представляет собой маленький электромобильчик на двух человек. Спереди вместо традиционного капота появилась дружелюбная «мордочка». Чтобы снизить риск для пешеходов, передний бампер сделан из специального мягкого материала, лобовое стекло – из гибкого материала, а скорость поначалу будет ограничена 40 км/час. Планируется, что машина будет управляться лишь кнопкой «стой/едь».

Кстати, в прессе появились публикации о том, что и небезызвестный ИТ-гигант Apple также в большом секрете разрабатывает собственный автомобиль-робот.

Первым из мировых автопроизводителей в 2013-м году срок начала серийного производства собственного автомобиля-робота рискнул заявить Nissan. Это уже совсем недалекий 2020 год.

Эксперты отмечают, что в ближайшее десятилетие продаваться будут в основном машины с частично автоматизированным управлением — автопилот езды по одной полосе шоссе, автоматический парковщик, автопилот для пробок и т.д.

2. Детальные прогнозы продаж

Честно говоря, именно ознакомившись с прогнозом продаж АТС от Boston Consulting Group (BCG) мне показалось, что всё серьезней, чем я думал. В своем свежем исследовании BCG прогнозирует, что через 10 лет, к 2025 году машины с опциями автономного управления обеспечат 12-13% продаж автомобилей в мире. При этом стоимость только этих опций, без учета стоимости автомобилей, составит целых $42 млрд! Согласитесь, весьма перспективный новый рынок!

Предполагается, что из 14,5 млн автомобилей с такими опциями 600 тысяч машин будут полностью автономными транспортными средствами. А еще через 10 лет, к 2035 г. объем рынка вырастет до $77 млрд, а доля АТС среди новых машин достигнет 25%. Это порядка 30 млн. машин, из которых уже 12 млн – полностью автономные.

Правда, в BCG отмечают, что для того, чтобы технологически обеспечить реализацию этого прогноза, в течение ближайших 10 лет как автопроизводители, так и поставщики автокомпонентов должны инвестировать в НИОКР каждый по $1 млрд.

Схожий порядок цифр содержится в прогнозе компании Lux Research, подготовленном в 2014 году: $87 млрд обеспечат к 2030 г. продажи автомобилей, способных передвигаться в большей или меньшей степени без участия водителя.

Впрочем, эти исследователи более скептичны: по их оценке, в 2030 году до 92% автономных авто будут оснащены довольно простыми функциями вроде адаптивного круиз-контроля или автопарковки. И лишь 8% будут машинами-роботами, использующими электронные карты и ориентирующиеся на местности.

3. Готовность потребителей доплатить за новинку

Оптимизм экспертов из BCG базируется на проведенном ими опросе 1500 американских потребителей. Оказалось, что 55% респондентов готовы были бы в ближайшие пять лет купить автомобиль с частично автоматизированной системой управления, а 44% — купить полностью автономное транспортное средство.

При этом более 50% ответивших готовы доплатить за дополнительные возможности. 24% готовы заплатить более $4000 за каждую опцию, а 17% — более $5000 за полностью автономный автомобиль.

По прогнозу BCG, внедрение полностью автономных автомобилей произойдет к 2025 г., когда будут отработаны технологии и снизится стоимость комплектующих. Автомобили-роботы тогда будут стоить примерно на $10 000 дороже обычных машин той же модели.

Предполагается, что в лидерах спроса на АТС будут Западная Европа и Япония, спрос в США будет расти среднемировыми темпами, а спрос в Китае будет развиваться несколько медленней.

4. Заблаговременная проработка проблемных вопросов

Хотя проекту предстоит разрешить немало технических сложностей, и возможны нешуточные психологические проблемы пересадки на АТС, но это не главное. Основная проблема состоит в необходимости разработать новые правила, регулирующие использование АТС. Ведь дело не сводится к написанию нескольких инструкций, а требует выработки новых подходов к решению ряда весьма сложных и неочевидных правовых вопросов:

  • изменение правил дорожного движения (какую ответственность владелец АТС несет за его поведение на дороге)
  • законодательное закрепление ответственности (кто и каким образом будет отвечать в случае аварии или неисправности — владелец АТС, автопроизводитель или разработчик системы)
  • разработка отраслевых стандартов (какие нормы эффективной работы АТС и процедуры проверки нужно установить, чтобы обеспечить безопасность и кибербезопасность АТС)

Правительства и регулирующие органы ряда стран (Великобритании, Японии, Южной Кореи, Китая и других) уже приступили к рассмотрению этих вопросов.

Наиболее далеко продвинулись США, чему в значительной степени поспособствовала активность компании Google: в пяти штатах приняты законы, разрешающие применение АТС (правда часть штатов отклонила эту инициативу), а министерство транспорта США собирается выработать положения о безопасной автоматизации транспортных средств в 2015-2019 гг.

С энтузиазмом подошло к этому проекту правительство Великобритании. Оно одобрило испытания машин-роботов на дорогах общего пользования. Тестирование автономных машин будет разрешено при условии, что за рулем транспортного средства будет находиться человек, готовый при необходимости взять на себя управление.

Также Британское правительство бодро взялось за вопросы регулирования:

  • к весне 2016 г. планируется разработать нормы и правила для беспилотных машин, что позволит с лета проводить испытания на дорогах всей страны.
  • а к лету 2017 г. намечено внести поправки в законодательство страны, чтобы обеспечить ясность с уголовной и гражданской ответственностью при использовании АТС, в частности, при авариях.

Власти надеются, что поддержка развития технологии АТС в стране обеспечит светлое будущее британской автоиндустрии, которая заметно ожила в последние годы.

5. Значительные выгоды для основных сторон проекта

В принципе, у всех сторон, задействованных в данном проекте просматриваются немалые выгоды:

  • Потребители: экономия огромного количества времени, проводимого сейчас за рулем; экономия затрат на топливо; повышение безопасности езды
  • Пешеходы: значительное снижение количества несчастных случаев на дорогах; улучшение экологической обстановки
  • Автопроизводители: существенное увеличение объема рынка и продаж; появление у водителей стимула обновить машину
  • Разработчики систем для АТС (ИТ-компании): создание нового емкого рынка с большими продажами; перспективы его динамичного развития
  • Правительства: повышение безопасности и продолжительности жизни граждан, улучшение экологической обстановки, повышение пропускной способности дорог, улучшение экономической ситуации (налоги и т.д.)

Итак, проведенный экспресс-анализ дает основания надеяться, что в течение ближайших 10 лет автомобили-роботы войдут в нашу повседневную жизнь и сделают ее более комфортной и безопасной. Здорово, что в наше время появляется все больше таких воодушевляющих технологий!

Материал подготовлен на базе публикаций в СМИ (Ведомости и др.).

На Буридо можно прочитать небольшой дополняющий пост Автороботы, мужчины и женщины, а также маленький пост о месте автомобиля в моей жизни. Как ни странно, в чем-то он созвучен идее автомобиля-робота.

Если вам понравилась эта статья и вы захотели поделиться с друзьями ссылкой на нее в социальной сети, то ведь я только за!

Просто воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии