Цитаты Гегеля

Цитаты Георга ГегеляПодготовил: Дмитрий Сироткин

Составил подборку цитат немецкого философа Георга Гегеля (1770 — 1831).

Он известен как автор одной из самых всеобъемлющих философских систем.

Цитаты сгруппированы по темам: человек, великое, человеческие проявления, искусство, нравственность, философия, жизненная этика, вежливость, брак, воспитание, совесть, истина, добродетель, родители и дети, характер, честь, друзья, стыд, идеал, свобода, счастье, о себе, жизнь, добро и зло, язык и речь.

О человеке

Человек есть ничто иное, как ряд его поступков.

Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.

Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление - это корень его жизни, его бессмертия.

Человек воспитывается для свободы.

Каждый хочет быть лучше окружающего мира и считает себя лучше его. Тот, кто на самом деле лучше, лишь выражает этот мир лучше других.

Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этого хотения.

О великом

Ничто великое в мире не совершается без страсти.

Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других.

Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет.

Независимость от общественного мнения есть первое условие совершения чего-либо великого и разумного.

Мы должны хотеть чего-то великого, но нужно также уметь совершать великое; в противном случае это — ничтожное хотение. Лавры одного лишь хотения суть сухие листья, которые никогда не зеленели.

Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности.

О человеческих проявлениях

Ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому, что герой — не герой, а потому что лакей — только лакей.

Рассудок может образоваться без сердца, а сердце — без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы.

Человек с характером импонирует другим, потому что они знают, с кем имеют дело в его лице.

Если человек делает своей целью что-либо суетное, то есть несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе.

Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля, бесхарактерный никогда не доходит до решения.

Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.

Об искусстве

Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.

Искусство стало первым учителем народов.

Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде.

Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

В искусстве, как и во всех человеческих делах, решающим является содержание.

Искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.

О нравственности

Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.

Нравственное — это повиновение в свободе…

Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение.

Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.

О философии

Мужество по отношению к истине — первое условие философского исследования.

Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены.

Почему есть Нечто, а не Ничто?

Всё действительное — разумно, всё разумное — действительно.

О жизненной этике

Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.

Истинная собственная польза достигается лишь нравственным поведением.

Противоречие ведёт вперёд.

Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогает.

О вежливости

Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим.

Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам, особенно по отношению к тем, с кем мы еще не состоим в близких отношениях знакомства или дружбы.

Тактичность, деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия.

О браке

Брак есть правовая нравственная любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно.

Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.

Так как брак заключает в себе момент чувства, то он не абсолютен, а неустойчив и содержит в себе возможность расторжения.

О воспитании

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство.

Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания...

О совести

Совесть — это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.

Совесть в отличие от законов бесправна в государстве, ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого — другая.

Нечистая совесть, как осознание себя наперекор самому себе, всегда предполагает наличие идеала.

Об истине

Истина рождается ересью, а умирает предрассудком.

Самая серьезная потребность есть потребность познания истины.

Истина средства заключается в его адекватности цели.

О добродетели

Добродетель есть нечто всеобщее, требуемое от всех людей, и не что — либо прирожденное, но нечто производимое в индивидууме его собственной деятельностью.

Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.

О родителях и детях

В целом дети любят родителей меньше, чем родители детей, ибо они идут навстречу самостоятельности и крепнут, оставляют, следовательно, родителей за собою, между тем как родители обладают в них объективной предметностью своей же связи.

Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.

О характере

Характер — это определенная форма воли и интереса, делающая себя значимой.

Человеком с настоящим характером является тот, который, с одной стороны, ставит себе существенно содержательные цели и, с другой стороны, твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них.

О чести

Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.

Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.

О друзьях

По отношению к своим друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего — не требовать от своих друзей никаких услуг.

Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого.

О стыде

Стыд… есть начало гнева против того, что не должно быть.

Стыд представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, чем я должен и хочу быть.

Об идеале

Идеалом является всякая действительность, в своей наивысшей истине.

Не то, что есть вызывает в нас чувство нетерпения и страдания, а то, что оно не такое, каким оно должно быть.

О свободе

Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.

Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется тому, что оно есть.

О счастье

Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «Я».

Счастлив тот, кто устроил своё существование так, что оно соответствует особенностям его характера.

О себе

Только один человек меня понял; да и тот меня, по правде сказать, не понял.

Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов.

О жизни

Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя.

Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.

О добре и зле

Такой пустоте, как добро ради добра, вообще нет места в живой деятельности.

Зло есть не что иное как несоответствие между бытием и долженствованием.

О языке и речи

Язык — это тело мышления.

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

О разном

Идея не настолько бессильна, чтобы породить только идею.

Что есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе других.

Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой.

История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.

Истинное мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины.

Гражданское общество дает нам пример как необычайной роскоши, излишеств, так и пример нищеты, и их общую черту физического и нравственного вырождения.

 

Было бы весьма самонадеянно давать какие-либо оценки крупному философу и его системе, но складывается впечатление, что именно логика единственно истинной системы сыграла с Гегелем плохую шутку - он стал ее заложником.

Цитаты о Гегеле

  • А. Шопенгауэр: Во всей истории литературы древнего и нового времени не найдётся другого примера такой ложной славы, какая выпала на долю гегелевской философии. Нигде и никогда вполне скверное, осязательно-ложное, вздорное и даже, очевидно, бессмысленное и к тому же ещё в высшей степени омерзительное и тошнотворное по исполнению не прославлялось и не выдавалось с такой возмутительною наглостью и с таким упорным меднолобием за высочайшую мудрость и за самое величественное, что мир когда-либо видел,— как это случилось с этою сплошь и насквозь ничего не стоящею философией. (см. цитаты Шопенгауэра)
  • К. Маркс: У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно. (см. цитаты Маркса)
  • Ф. Энгельс: Гегелевская система охватила несравненно более широкую область, чем какая бы то ни была прежняя система, и развила в этой области ещё и поныне поражающее богатство мыслей... А так как он обладал не только творческим гением, но и энциклопедической учёностью, то его выступление везде составило эпоху.
  • В. Соловьев: Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была всё. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего; у Гегеля, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление.
  • В. Ленин: Всякий знает, что такое человеческая идея, но идея без человека и до человека, идея в абстракции, идея абсолютная есть теологическая выдумка идеалиста Гегеля. (см. цитаты Ленина)
  • Б. Рассел: Гегель полагал, что если достаточно знают о вещи, чтобы отличить ее от всех других вещей, то все ее свойства могут быть выведены посредством логики. Это была ошибка, и из этой ошибки вырастает всё внушительное здание его системы. Это иллюстрирует важную истину, а именно, что чем хуже ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести.
  • С. Лем: Одна из причин, почему мне так нравится Рассел, состоит в том, что ему хватило интеллектуальной и нравственной целостности, чтобы назвать Гегеля — без обиняков — полным идиотом. Я полностью с ним соглашаюсь: Гегель — идиот, и те, кто прочитал его труды, оказали себе плохую услугу.
  • М. Хайдеггер: Когда Гегель интерпретирует бытие из абсолютной субъективности спекулятивно-диалектически как неопределенное непосредственное, как абстрактную всеобщность, в этом кругозоре новоевропейской философии истолковывая основные слова греков для бытия Ἔν, Λόγος, Ἰδέα, Ἐνέργεια, то мы испытываем искушение осудить это истолкование как исторически неверное.

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

 

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже

Комментарии также всячески приветствуются!

Подписаться на новые статьи

Добавить комментарий