Цитаты Ван Гога

Цитаты Ван Гога (автопортрет Ван Гога)Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат нидерландского художника Винсента Ван Гога (1853–1890).

Широкой публике он известен своим отрезанным ухом не менее, чем своими картинами.

Цитаты сгруппированы по темам: жизненная этика, искусство, о себе, рисование, любовь, жизнь, художники, сумасшествие, люди, смысл жизни, депрессия, душа и красота, Бог, счастье, одиночество, брак, книга.

О жизненной этике

Лучше жить страстями, даже совершая ошибки, чем быть благоразумным и ограниченным.

Живопись и распутство несовместимы, вот это-то и паскудно.

Лучше жить в свое удовольствие, чем кончать с собой.

Не стоит предаваться сожалениям и опускать руки — так далеко не уйдешь; важно одно — пробиваться, идти вперед.

Во всяком деле самое главное - его цель, и победа, за которую платишь целой жизнью напряженного труда, дороже, чем та, которую одерживаешь походя.

Самое важное – это не уклоняться от своего долга и не идти ни на какие компромиссы там, где речь заходит о нем. Долг есть нечто абсолютное.

Мы должны становиться особенно недоверчивыми к самим себе, как только замечаем, что стоим на верном пути.

Не думай, будто всё хорошо, научись самостоятельно определять, что относительно хорошо, а что скверно, и пусть это чувство подскажет тебе верный путь, благословенный небом, ибо все мы, старина, нуждаемся в том, чтобы нас вёл Господь.

Тот, кто живет честно, кто познает подлинные трудности и разочарования, но не сгибается, стоит больше, чем тот, кому везет и кто знает лишь сравнительно легкий успех.

Если хочешь что-то делать, не бойся сделать что-нибудь неправильно, не опасайся, что совершишь ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого.

Если мы хотим жить и работать, нужно соблюдать осторожность и следить за собой. Холодные обтирания, свежий воздух, простая и доброкачественная пища, теплая одежда, хороший сон и поменьше огорчений! И не позволять себе увлекаться женщинами и жить полной жизнью в той мере, в какой нам этого хочется.

Что толку быть немного более состоятельным, чем наши ближние, если мы все равно не можем удержать свою молодость?

То, чему учишься на личном опыте, дается не так быстро, но зато глубже запечатлевается в мозгу.

Лучше каждый раз отдавать себя всего на время, чем одалживать себя на всю жизнь!

В жизни всегда полезно выглядеть немножко дураком: мне ведь нужно выиграть время,чтобы учиться.

Ищи света и свободы и не погружайся слишком глубоко в грязь этого мира.

Нам следует не питать иллюзий в отношении самих себя и всегда быть готовыми к тому, что нас не будут понимать, а будут презирать и порочить; тем не менее надо сохранять мужество и энтузиазм, даже если дела пойдут еще хуже, чем сейчас.

Не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним — отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.

Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся.

Во многих случаях очень полезно почаще бывать на людях и общаться с ними, а иногда мы просто обязаны и призваны это делать; но увереннее всего чувствует себя в мире, среди людей, тот, кто предпочитает тихо и одиноко заниматься своим делом и ограничивает себя узким кругом друзей.

Об искусстве

Живопись всё равно, что слишком дорогая любовница: с ней ничего не сделаешь без денег, а денег вечно не хватает.

Творческая мощь живописи заключается в том, что она создает мысли.

Искусство есть нечто такое, что создается не только человеческими руками, но и еще чем-то, что бьет ключом из источника, скрытого у нас в душе.

Хорошая картина эквивалентна благодеянию.

Искусство аморально, как аморальна и жизнь. Для меня не существует непристойных картин или непристойных книг - есть только картины и книги дурно задуманные и дурно написанные.

Как много в искусстве прекрасного! Кто помнит всё, что видел, тот никогда не останется без пищи для размышлений, никогда не будет по-настоящему одинок.

Мы сейчас живем в мире живописи, где все населено людьми, которые ищут денег. Не думайте, что мне это просто кажется. Люди платят больше за работы художника, когда тот уже умер.

Если что-то не имеет к искусству отношения, этого не существует.

Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее.

Какое счастье, любоваться каким-нибудь предметом и, находя его прекрасным, размышлять о нём, запомнить его и затем сказать: я нарисую его, и буду работать до тех пор, пока он не оживёт под моей рукой.

Искусство долго, а жизнь коротка, и нам надо набраться терпения, если мы хотим подороже продать свою шкуру.

Один человек написал или сказал это в книге, другой – на холсте.

Говорить за нас должны наши полотна. Мы создали их, и они существуют, и это самое главное.

Мне всегда кажется, что поэзия есть нечто более страшное, нежели живопись, хотя последняя, занятие и более грязное, и более скучное, но поскольку художник ничего не говорит и молчит, я всё-таки предпочитаю живопись.

Война, однако, не приносит ничего, кроме горя и разрушения, тогда как живопись порою представляет собой подлинный посев, хотя урожай, конечно, отнюдь не всегда снимает сам художник.

Постарайтесь постичь суть того, что говорят великие художники и настоящие мастера в своих произведениях, – и вы вновь найдете Бога в них.

Мы больше не восстаем против установленного порядка вещей, хоть и не примирились с ним; мы просто чувствуем, что мы больны, что недуг наш никогда не пройдет и что излечить его невозможно. Не помню уж, кто назвал такое состояния качанием между смертью и бессмертием. Мы тащим телегу, и от этого есть польза людям, которых мы, увы, не знаем. И, тем не менее, раз мы верим в новое искусство, в художников будущего, наше предчувствие не обманывает нас.

Нам было бы гораздо полезнее не устраивать грандиозных выставок, а обратиться к народу и трудиться во имя того, чтобы в каждом доме висели картины или репродукции.

О себе

Я продолжаю делать то, что не умею, чтобы научиться этому.

Я - человек одержимый, способный и обреченный на более или менее безрассудные поступки, в которых мне приходится потом более или менее горько раскаиваться.

Если даже мне удастся в жизни поднять голову чуть повыше, я всё равно буду делать то же самое — пить с первым встречным и тут же его писать.

Когда доходит до сути дела, я не стыжусь своих чувств и не краснею, признаваясь в том, что я человек со своими принципами и своим кредо.

Они [родители] так же не хотят впустить меня в дом, как если бы речь шла о большой, мохнатой собаке. Он наследит в комнатах мокрыми лапами, и к тому же он такой взъерошенный. Он у всех будет вертеться под ногами. И он так громко лает… Короче говоря, это скверное животное. Согласен… Но у этого животного человеческая жизнь.

Трудно познать самого себя. Однако написать самого себя не легче.

Как бы часто и глубоко я ни был несчастен, внутри меня всегда живет тихая, чистая гармония и музыка. В самых нищенских лачугах и грязных углах я вижу сюжеты рисунков и картин, и меня непреодолимо тянет к ним.

Но борьбу надо продолжать, и я буду сражаться за себя, как бы мало я не стоил...

Печальная перспектива — сознавать, что на мои полотна, может быть, никогда не будет спроса. Если бы они хоть окупали расходы, я мог бы сказать про себя, что деньги никогда меня не интересовали.

Все мы нуждаемся в веселье и счастье, надежде и любви. Чем более страшным, старым, злым, больным я становлюсь, тем больше я хочу отыграться, создав великолепный цвет, безупречно выстроенный, блистательный.

Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал.

Я - человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви... иначе я замерзну и превращусь в камень.

Пусть я получаю удары, нередко совершаю ошибки, часто бываю не прав – все это не так страшно, потому что в основном я все таки прав.

Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины рассудка.

О рисовании

Создавать — всё равно, что пробиваться сквозь невидимую железную стену, отделяющую всё то, что ты чувствуешь, от того, что ты способен передать.

Кисть в моей руке движется подобно смычку скрипки к совершенному моему удовольствию.

Не подавляйте вдохновение и воображение, не становитесь рабом вашей модели.

Разве мы не ищем скорее напряженности мысли, чем уравновешенности мазка?

То, чем полны моя голова и сердце, должно вылиться в форме рисунка или картины.

Если ты слышишь, как внутренний голос говорит: «Ты не сможешь это написать», – во что бы то ни стало пиши, и этот голос умолкнет.

Многие художники боятся пустого холста, но пустой холст сам боится настоящего страстного художника, который дерзает, который раз и навсегда поборол гипноз этих слов: «Ты ничего не умеешь».

Я забываю обо всем ради внешней красоты предметов, воспроизвести которую не умею: я вижу совершенство природы, но на картинах она у меня получается грубой и уродливой. Тем не менее я взял такой разбег, что мое костлявое тело неудержимо несется прямо к цели.

Когда я чувствую и знаю сюжет, будь то фигура или пейзаж, я обычно рисую три или больше вариантов его, но каждый раз и для каждого из них я обращаюсь к натуре. При этом я изо всех сил стараюсь не давать деталей, потому что тогда исчезает элемент воображения.

Постараемся овладеть тайнами техники до такой степени, чтоб люди были обмануты ей и клялись всем святым, что у нас нет никакой техники… пусть работа наша будет такой ученой, чтоб казалась наивной и не отдавала нарочитой искусностью.

Работать над техникой нужно постольку, поскольку ты должен уметь лучше, более точно и более серьезно выражать то, что чувствуешь; и чем менее многословна твоя манера выражения, тем лучше.

Фигуры, единственное в живописи, что волнует меня до глубины души: они сильнее, чем всё остальное, дают мне почувствовать бесконечность.

По временам я невольно думал о Сезанне - именно в тех случаях когда видел его неловкий мазок в некоторых этюдах. Прости мне слово «неловкий», но он, наверное, писал эти этюды, когда дул мистраль. Проведя чуть ли не половину времени в борьбе с теми же трудностями, я понял, почему мазок у Сезанна то очень уверенный, то кажется неловким: его мольберт качался.

До чего хорошо сейчас на улице, делаю всё, что могу, чтобы схватить эффекты осени, поэтому пишу крайне торопливо!

О любви

Моя любовь не соткана из лунного света и роз, а бывает иногда прозаичной, как утро в понедельник.

С самого начала этой любви я ощущал, что если не брошусь в неё с головой, отдаваясь ей всем сердцем полностью и навсегда, у меня не будет абсолютно никакого шанса. Но какая мне разница, будет этот шанс маленьким или большим? Я хочу сказать, должен ли я, могу ли я принимать это во внимание, когда люблю? Нет никаких мыслей о победе. Ты любишь лишь потому, что любишь.

Когда любишь ничем не замечательного, обыкновенного человека и он тоже любит тебя – это счастье, какой бы тяжкой ни была жизнь. Меня воскресило сознание, что я кому-то нужен.

Да, любовь всегда причиняет хлопоты, но ведь она и наполняет нас энергией.

Стимул, искра огня, которая нам нужна, - это любовь, и не обязательно любовь духовная.

Я думаю, что чем больше человек любит, тем сильнее он хочет действовать: любовь, остающуюся только чувством, я никогда не назову подлинной любовью.

Нужно любить - любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо.

Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать свое чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные, и он будет становиться все сильнее и проницательнее.

Когда я встретил эту женщину, она привлекла мое внимание своим болезненным видом. Но для меня она прекрасна! И я нашел в ней именно то, что мне было нужно. Жизнь принесла ей много ударов и скорби. Скорбь и несчастье оставили свои следы. Она позировала для моего лучшего рисунка.

Чем больше я об этом думаю, тем сильнее убеждаюсь, что нет ничего более художественного, чем любить людей.

О жизни

Наша земная жизнь похожа на поездку по железной дороге. Едешь быстро и не видишь ни того, что впереди, ни — главное — локомотива.

Жизнь без любви я считаю греховным и безнравственным состоянием.

Пусть тебе на жизненном пути встретится побольше такого, что остается в памяти и что делает нас богачами даже тогда, когда нам кажется, будто мы владеем немногим.

Всё это вновь поднимает вечный вопрос: вся ли человеческая жизнь открыта нам, а вдруг нам известна лишь та её половина, которая заканчивается смертью?

Хорошо верить, что всё в мире чудесно, всё лучше, чем можно себе представить, потому что в этой вере правда.

Не следует искать в жизни слишком лёгких путей.

То, над чем я сейчас работаю, должно найти себе продолжение не сразу и не сейчас. Но ведь найдутся же некоторые, которые также верят во все, что правдиво. А что значат отдельные личности? Я ощущаю это так сильно, что даже склонен всю историю человечества отождествлять с историей хлеба: если не посеять в землю, то что же тогда молотить.

Давайте не забывать, что маленькие эмоции – это великие командиры нашей жизни, и мы подчиняемся им, даже не осознавая этого.

День кончился, и с рассвета до сумерек, точнее, с одной ночи до другой, я жил, растворившись в этой симфонии.

О художниках

Настоящие художники не обращают внимания на современников. Они выпендриваются перед вечностью.

Новых художников, бедных и одиноких, рассматривают как сумасшедших. Из-за этого они становятся ими в действительности, во всяком случае, в обыденной жизни.

Я считаю, что художник — счастливец: он находится в гармонии с природой всякий раз, когда ему в какой-то мере удаётся выразить то, что он видит.

Чем больше общаешься с художниками, тем слабее становишься сам как художник.

Только опыт и незаметный каждодневный труд делают художника зрелым и дают возможность создать что-то более верное и законченное.

Лично я ожидаю больше добра от объединения художников, связанных взаимной симпатией, единством стремлений, теплой дружбой и честностью отношений, чем от объединения их работ на выставках.

Любопытно всё-таки, до чего плохо в материальном отношении живется всем художникам — поэтам, музыкантам, живописцам, даже самым удачливым. Всё это поднимает вечный вопрос: вся ли человеческая жизнь открыта нам? А вдруг нам известна лишь та её половина, которая заканчивается смертью.

Черт побери, когда же наконец народится поколение художников, обладающих физическим здоровьем? Иногда я просто лопаюсь от злости, глядя на самого себя: мне мало быть ни больным, ни здоровым, как другие. Мой идеал - такая конституция, чтобы дожить до восьмидесяти лет и чтобы в жилах текла кровь, настоящая здоровая кровь.

О сумасшествии

Я, разумеется, всегда знал, что можно сломать себе руку или ногу и затем поправиться; но мне было неизвестно, что можно душевно надломиться и все-таки выздороветь.

Кто же из людей нормален? Быть может, вышибалы публичных домов — они ведь всегда правы?

Я перестаю бояться безумия, когда вижу вблизи тех, кто поражён им.

Уверяю тебя, что несколько дней, проведенных мною в лечебнице, оказались очень интересными: у больных, вероятно, следует учиться жить.

Ах, дорогие мои друзья, хоть мы и свихнувшиеся, а все-таки умеем видеть, верно?

Работа развлекает меня бесконечно больше, чем любое другое занятие, и, если бы я мог отдаться ей со всей моей энергией, она стала бы для меня наилучшим лекарством.

Позвольте мне спокойно продолжать работу. Если это работа сумасшедшего — что ж, тем хуже. Я все равно ничего не могу с этим поделать.

О людях

Ведь есть такое множество людей, которые тратят свои лучшие силы на то, что недостойно их, и относятся к тому, что любят, как мачеха, вместо того чтобы полностью отдаться непреодолимой склонности сердца.

Хорошо остаться порядочным, скромным и иметь доброе сердце, даже если приходится скрывать свою доброту, как это часто бывает необходимо.

Грусть и разочарование ещё больше, чем распущенность, вредят нам, счастливым обладателям надорванных сердец...

Люди на юге хорошие, даже у священника вид порядочного человека.

О смысле жизни

В конце концов, человек живет на свете не ради удовольствия, и вовсе не обязательно, чтобы тебе было лучше, чем другим.

Человек приходит в мир не для того, чтобы прожить жизнь счастливо, даже не для того, чтобы прожить её честно. Он приходит в мир для того, чтобы создать нечто великое для всего общества, для того, чтобы достичь душевной высоты и подняться над пошлостью существования почти всех своих собратьев.

На мой взгляд, я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат — не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.

О депрессии

Минуты хандры, подавленности, тревоги - они, по-моему, в большей или меньшей мере бывают у каждого из нас и являются непременным условием сознательной человеческой жизни.

Страдать и не жаловаться - вот единственный урок, который надо выучить в этой жизни.

Я чувствую себя особенно старым тогда, когда думаю, что большинство знакомых мне людей считает меня неудачником и что это может оказаться правдой, если дела не изменятся к лучшему. И, когда я допускаю, что так может случиться, я ощущаю свою неудачливость столь живо и болезненно, что это меня окончательно подавляет и я теряю всякую охоту жить, словно меня и в самом деле уже постигла подобная участь.

О душе и красоте

В нашей душе может быть великий огонь. Но никто может так и не прийти погреться у него, потому что проходящие видят только струйку дыма.

Физической красотой обладают и звери, может быть даже в большей степени, чем люди, но души, живущей в людях, которых пишут Израэльс, Милле или Фрер, звери не имеют, а разве жизнь дана нам не затем, чтобы мы обладали богатой душой, даже если при этом страдает наша внешность?

Находи красоту всюду, где только можно, большинство людей не всегда замечают красоту.

О Боге

О Боге нельзя судить по созданному им миру: это всего лишь неудачный этюд.

Христос прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной, и красками, а работал над живой плотью.

Христос — единственный из философов, магов и т. д., кто утверждал как главную истину вечность жизни, бесконечность времени, небытие смерти, ясность духа и самопожертвование как необходимое условие и оправдание существования.

О счастье

Счастье – в радости достижения, в нервной дрожи творческого усилия.

Если бы это было возможно! Но, увы, единственное счастье, ощутимое материальное счастье – быть всегда молодым.

Счастлив тот, кто верит в Бога, потому что он, пусть не без усилий и горестей, в конце концов, превозмогает все трудности жизни.

Об одиночестве

Один человек точно погибнет. Спастись можно только с другим.

Одиночество достаточно большое несчастье, нечто вроде тюрьмы.

Знаешь, видя, что художники живут в одиночку, я всегда считал это идиотством. Человек всегда проигрывает от одиночества...

О браке

Женишься не только на женщине, но и на ее родне.

Я отнюдь не собираюсь отрицать пользу брака, особенно когда он уже заключен и человек спокойно начинает жить своим домом. Но в нашем цивилизованном мире он сопряжен с такими похоронно-унылыми поздравлениями и церемониями, на которых настаивают семьи жениха и невесты, что тебе поневоле становится жаль беднягу, вынужденного запастись необходимыми бумагами и отправиться в места, где его с жестокостью, превосходящей свирепость самых кровожадных людоедов, поджаривают до женатого состояния на медленном огне вышеназванных погребально-унылых церемоний.

О книге

Книга — это не только все произведения литературы, но также совесть, разум и искусство.

Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.

О разном

Изучать и анализировать общество - это побольше, чем читать ему мораль.

Изучив одну вещь и хорошо ее поняв, одновременно получаешь способность проникнуть в сущность и понять множество других вещей.

Великое творится не импульсивно, а последовательностью малых дел, слитых воедино.

Кто страдает желудком, у того нет свободы воли.

 

Как и следовало ожидать, большинство цитат Ван Гога посвящены живописи и художникам. Тем не менее, очевидно, что его волнует намного более широкий круг вопросов. В попытках ответа на эти вопросы подкупают искренность и своеобразие мыслей.

Цитаты про Ван Гога

  • П. Гоген: С самого начала меня шокировал ужасающий беспорядок в доме Винсента. Рабочий шкаф был доверху набит тюбиками с красками: новыми и почти пустыми, причем все были открыты! Его речи часто были сумбурны, мне трудно было понять их логику. Его художественные вкусы часто ставили меня в тупик.
  • М. Вламинк: Я люблю Ван Гога больше, чем своего отца!
  • С. Дали: В самом начале своей книги о мастерстве я написал: "Ван Гог отрезал себе ухо; прежде чем отрезать ухо себе, прочтите эту книгу". Прочтите этот дневник.[О «Дневнике одного гения»]
  • С Цвейг: Для этого избытка, для этого бурно изливающегося экстаза, для этой фанатической ярости творчества [Фридриха Ницше] история духа всех времен не знает примера в своих необъятных далях, - кроме, может быть, одного - в современности: в том же году, под той же широтой, переживает другой художник такой же неистовый, уже загнанный в безумие подъем творчества: в саду и в сумасшедшем доме в Арле; с той же стремительностью, с той же исступленной одержимостью светом, с той же маниакальной избыточностью творчества, создает свои картины Ван-Гог.
  • К. Ясперс: Эти письма [письма к брату Тео] в целом есть свидетельство мировоззрения, существования, образа мысли высокого этоса, они дают впечатление неизменной правдивости, глубоко иррациональной веры, бесконечной любви, непоколебимой великодушной человечности. Эти письма могут быть причислены к захватывающим явлениям недавнего прошлого.
  • Ж. Леймари: Его трагическая жизнь сегодня популярна как какая-то священная легенда, которая нам больше нужна, чем сияние его подсолнухов... она сияет над всей планетой, как факел современного искусства.

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

 

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже

Комментарии также всячески приветствуются!

Подписаться на новые статьи

Добавить комментарий