Цитаты Маркса

Цитаты Карла МарксаПодготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат экономиста и создателя марксизма Карла Маркса (1818—1883).

Попытки реализовать его идеи на практике в СССР и в других странах не увенчались успехом, но они продолжают оказывать влияние на развитие человечества.

Цитаты сгруппированы по темам: человеческие проявления, жизненная этика, человек, общество, религия, коммунизм, богатство, истина, государство, наука, революция, жизнь, нации, свобода, капитал, брак, родители, любовь, наказание, идеи, история, мораль, о себе, деньги, промышленность, женщины и мужчины, писатели, политика, совесть, разум, время, труд.

О человеческих проявлениях

Страсть — это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека.

Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в неё яд человеконенавистничества и отчаяния.

Отчаяние в собственном спасении превращает личные слабости в слабости человечества, чтобы сбросить это бремя с собственной совести.

Существует двоякого рода смелость: смелость превосходства и смелость умственного убожества, черпающая силу из своего официального положения, из сознания, что она пользуется в борьбе привилегированным оружием.

Оставаться скромным по отношению к нескромности — это и есть самая серьезная нескромность духа.

Того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это решают случай и иллюзия.

Нет ничего более легкого, как наслаждаться по всякому поводу своим моральным совершенством; всего легче делать это по отношению к мертвым.

Страдание, понимаемое в человеческом смысле, есть самопотребление человека.

Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу.

Чрезмерная серьёзность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония.

Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.

Стыд — это уже своего рода революция.

О жизненной этике

Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.

Нечего предаваться иллюзиям.

Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей.

Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться.

Продайте человеку рыбу, и он будет сыт один день; научите его ловить рыбу, и вы разрушите прекрасные возможности для бизнеса.

На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.

Противно быть под ярмом — даже во имя свободы.

Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.

Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ.

Принимать одну основу для жизни, другую для науки — это значит с самого начала допускать ложь.

Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.

О человеке

Человек есть в самом буквальном смысле не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.

Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку.

Каждый из нас действительно делает себя тем, чем он является в глазах другого.

Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.

Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.

Человек свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность.

То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку.

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство.

Необходимо очеловечить чувства человека, создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности.

Человек живет природой.

Об обществе

Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.

Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Общество не может перестать производить, так же, как оно не может перестать потреблять.

Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями.

Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного является проявлением и утверждением общественной жизни.

Того, чего хочет обыватель, — жить и размножаться, хочет и животное? Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей.

О религии

Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

Чем больше человек вкладывает в Бога, тем меньше остается в нем самом.

Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял.

Независимая мораль оскорбляет всеобщие принципы религии, а особые понятия религии противоречат морали.

Именно лицемерие прикрывается Богом, не веря ни в его действительность, ни во всемогущество добра; именно себялюбие ставит личное спасение выше спасения общественного целого.

Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.

О коммунизме

Коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни, как неотъемлемой собственности человека, означает становление практического гуманизма.

Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.

Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

От каждого - по способностям, каждому - по труду.

Где равенство, там нет выгоды.

Ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти.

Коммунисты отнюдь не хотят уничтожить «частного человека» в угоду «всеобщему», жертвующему собой человеку.

Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали. Они не предъявляют людям морального требования.

О богатстве

Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей.

Присвоение богатства обусловливает отречение от богатства в его вещественной реальности.

Сердце человека — удивительная вещь, особенно если человек носит сердце в своем кошельке.

Наслаждающийся богатством в одно и то же время и раб и господин своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантазиям, тонок, образован, умен. — Он еще не ощутил богатство как некую совершенно чуждую силу, стоящую над ним самим.

Об истине

Практика - лучший критерий истины.

Истина всеобща, она не принадлежит мне одному, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею.

Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «Боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека.

В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает.

Истина так же мало скромна, как свет.

О государстве

Государство есть не что иное, как организованная совокупная власть имущих классов, землевладельцев и капиталистов, направленная против эксплуатируемых классов, крестьян и рабочих.

Свобода состоит в том, что государство из органа, стоящего над обществом, превращается в орган, ему совершенно подчиненный.

Угнетенным раз в несколько лет позволяют решать какой именно из представителей угнетающего класса будет угнетать их.

Никуда не годится «народное воспитание через посредство государства». Наоборот, государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.

О науке

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: «Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета».

У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: «Уважающие себя люди вовсе не должны слепо доверять друг другу».

Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука.

О революции

Революции — локомотивы истории.

Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.

Новая революция возможна только вслед за новым кризисом. Но наступление её так же неизбежно, как и наступление этого последнего.

Все действительно сильные натуры, раз вступив на революционный путь, даже из поражений всегда черпали новые силы.

О жизни

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить.

Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок.

Прогресс - есть регресс, т.к. отрицает другие возможности.

В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.

Один акт насилия может быть искоренен только другим таким же актом.

О нациях

Нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может свершить над ней насилие.

Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.

Коммунистов упрекают, будто они хотят отменить отечество, национальность. Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. 

Всякая нация может и должна учиться у других.

Умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа.

О свободе

Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства.

Свобода настолько присуща человеку, что даже ее противники осуществляют ее, борясь против ее осуществления.

Разве я не уничтожаю свободу характера, когда я требую, чтобы он был свободен на чужой лад?

Ни один человек не борется против свободы, — борется человек, самое большее, против свободы других.

О капитале

Нет такого преступления, на которое капитал не готов пойти.

Капитал - это мертвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд и живет тем полнее, чем больше живого труда он поглощает.

У капитала одно-единственное жизненное стремление - стремление возрастать, создавать прибавочную стоимость, впитывать своей постоянной частью, средствами производства, возможно большую массу прибавочного труда.

Товарное обращение есть исходный пункт капитала.

О браке

Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.

Буржуазный брак является в действительности общностью жён. Коммунистам можно было бы сделать упрёк разве лишь в том, будто они хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жён официальную, открытую.

Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей.

О родителях

Любовь родителей наиболее бескорыстна.

Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду?

Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет.

О любви

Свободная от всяких сомнений вера в неподдельность любви, которую выражает возлюбленный, есть для возлюбленной высшее наслаждение собой, есть ее вера в самое себя.

Если ты любишь, не вызывая взаимности, т.е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье.

Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия.

О наказании

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок.

Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием.

Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования. Но хорошо же то общество, которое не знает лучшего средства самозащиты, чем палач, и которое провозглашает свою собственную жестокость вечным законом.

Об идеях

Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу.

Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами.

Идеи, к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им.

Об истории

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо благоприятных шансов.

Первая предпосылка всякой человеческой истории — это, конечно, существование живых человеческих индивидов.

О морали

Мораль — это «бессилие в действии». Всякий раз, как только она вступает в борьбу с каким-нибудь пороком, она терпит поражение.

Мораль зиждется на автономии человеческого духа.

Всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль.

О себе

Я принес все свое состояние в жертву революционной борьбе.

Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.

Я знаю только одно: что я не марксист.

О деньгах

Деньги - сами товар, внешняя вещь, которая может стать частной собственностью всякого человека.

Действительные деньги всегда являются деньгами мирового рынка.

Деньги могут представлять собой навоз, хотя навоз отнюдь не деньги.

О промышленности

Природа не строит машин, паровозов, железных дорог, электрических телеграфов, сельфакторов и т. д… Всё это созданные человеческой рукой органы человеческого мозга;

Невежество есть мать промышленности, как и суеверий. Сила размышления и воображения подвержена ошибкам; но привычка двигать рукой или ногой не зависит ни от того, ни от другого. Поэтому мануфактуры лучше всего процветают там, где наиболее подавлена духовная жизнь, так что мастерская может рассматриваться как машина, части которой составляют люди.

О женщинах и мужчинах

В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе.

Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине. На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека.

О писателях

Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать.

Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование.

О политике

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.

Новичок в политике, как и новичок в естественных науках, подобен живописцу, знающему только две краски, белую и чёрную, или, если угодно, чёрно-белую и красную.

О совести

Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.

«Совесть» привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.

О разуме

Всеобщая скромность духа — это разум, та универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи.

Разум существовал всегда, только не всегда в разумной форме.

О времени

Время — это простор для развития способностей.

Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.
овеществленная сила знания.

О труде

Способность к труду ещё не означает труд.

Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда.

О разном

Смерть героев подобна закату солнца.

Культура - это мера человечности в человеке.

В суете этого мира дружба — единственное, что имеет важное значение в личной жизни.

Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?

Толпа изумленно смотрит на накопленные массы, особенно, если они сконцентрированы в руках немногих. Но ежегодно производимые массы, как вечные, неисчислимые волны могучего потока, катятся мимо и теряются безвозвратно в океане потребления. И, однако, это вечное потребление обусловливает не только все наслаждения, но и существование всего человеческого рода.

При всякой спекуляции с акциями каждый знает, что гроза когда-нибудь да грянет, но каждый надеется, что она разразится над головой его ближнего уже после того, как ему самому удастся собрать золотой дождь и укрыть его в безопасном месте.

Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку.

Существенная форма духа — это радостность, свет.

Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.

Сюртук не обменивают на сюртук.

Воспитатель сам должен быть воспитан.

Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Этикетка системы взглядов отличается от этикетки других товаров, между прочим, тем, что она обманывает не только покупателя, но часто и продавца.

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.

Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином.

Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.

Железная дорога, по которой не ездят, которая не используется, не потребляется, есть железная дорога только в возможности, а не в действительности.

 

Как видим, тематика цитат Карла Маркса не ограничивается коммунизмом и экономикой, она намного шире. Интересно, что до сих пор оценки учения Маркса весьма противоречивы и оно по-прежнему вызывает оживленные дискуссии. Хотя, казалось бы, тот капитализм, на базе анализа которого им был разработан марксизм, уже давно не существует, а попытки его практической реализации оказались малоуспешными.

Цитаты про Маркса

  • М. Бакунин: Я ненавижу коммунизм, потому что он — отрицание свободы, а я не могу себе представить ничего человеческого без свободы. Я не коммунист, потому что коммунизм концентрирует все силы общества в государстве, которое их поглощает, потому что он неизбежно приводит к централизации собственности в руках государства, тогда как я желаю упразднения государства — радикального искоренения принципа авторитета и государственной опеки, который под предлогом цивилизации и усовершенствования людей по сие время порабощал их, угнетал, эксплуатировал и деморализовывал.
  • В. Ленин: Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. (кстати, цитаты Владимира Ленина)
  • Н. Бердяев: Марксизм не есть социальная утопия, возможен опыт реализации марксизма в социальной жизни. Но марксизм – духовная утопия, утопия совершенной рационализации всей человеческой жизни.
  • А. Гитлер: Учение марксизма представляет собою причудливую смесь разумного с нелепейшими выдумками человеческого ума. Но при этом еврей систематически заботится о том, чтобы в живой действительности находила себе применение только вторая часть этой проповеди, но ни в коем случае не первая. Систематически отклоняя роль личности, а тем самым и нации, и расового "содержания" последней, марксистское учение постепенно разрушает все самые элементарные основы человеческой культуры.
  • А. Камю: Как бы то ни было, после смерти Маркса лишь горстка учеников осталась верной его критическому методу. Те же из марксистов, что считают себя вершителями истории, взяли на вооружение пророческие и апокалипсические аспекты его учения, дабы с их помощью совершить марксистскую революцию в тех условиях, в которых, по мнению Маркса, она как раз и не имела шансов произойти. О Марксе можно сказать, что большинство его предсказаний вошли в противоречие с фактами, тогда как пророчества стали объектом все возрастающей веры.
  • К. Юнг: Марксизм - опасное учение, которое убило больше людей, чем бубонная чума.
  • Э. Фромм: Цель Маркса - развитие индивидуальной человеческой личности - в советской системе социализма отрицается еще больше, чем в современном капитализме. Материализм коммунистов гораздо ближе стоит к механическому материализму буржуазной эпохи XIX в. (против которой выступал Маркс), чем к "историческому материализму"" Маркса.
  • М. Тэтчер: «Маркс и Спенсер» победили Маркса и Энгельса.

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

 

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже

Комментарии также всячески приветствуются!

Подписаться на новые статьи

Добавить комментарий